МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мультимедиа-технологии в профессиональной деятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Мультимедиа-технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство слушателей с основами компьютерной графики, цифрового аудио и видео;
знакомство слушателей с прёмами создания мультимедиа контента;
приобретение практических навыков и умений использования графических, аудио и видео данных в презентационных материалах и веб-контенте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение
ПК-4: способностью документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ПК-8: способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач
ПК-16: способностью осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологию, применяемую в компьютерной графике, аудио, видео и мультимедиа-продуктах;
примеры использования мультимедиа-контента в сопроводительной документации к программным продукта;
способы автоматизированной генерации, обработки и конвертации графических, аудио, видео данных;
способы оптимального создания и публикации научной, инженерной и бизнес графики.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать и обрабатывать графические данные;
создавать и обрабатывать звуковые данные;
создавать и обрабатывать видео и аудиовизуальные данные;
писать скрипты для автоматической обработки графических данных;
создавать мультимедийные презентации и веб-контент с инфографикой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.создания и обработки растровой и векторной графики;
записи, создания и обработки аудио информации;
обработки видео информации;
написания скриптов для автоматической обработки графических данных;
создания презентаций и подготовки публичных выступлений;
создания мультимедийного веб-контента в соответствии со стандартами и рекомендациями W3C.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компьютерная графика.
1.1. Введение в мультимедиа. Основные понятия компьютерной графики. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Векторная графика. Трёхмерная графика. Форматы файлов. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 4 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Основы векторной графики. Лабораторные 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.3
1.6. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.3
1.7. Работа с векторной графикой. Лабораторные 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.3
1.8. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.3
1.9. Растровая графика. Фрактальная графика. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Основные приёмы работы с растровой графикой. Лабораторные 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.3
1.12. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.3
1.13. Обработка цифровых фотографий. Лабораторные 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.3
1.14. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.3
1.15. Конвертеры файлов. Деловая и научная графика. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.16. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.17. Конвертеры графических файлов. Лабораторные 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8 Л1.1, Л2.3
1.18. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-2, ПК-4, ПК-8 Л1.1, Л2.3
1.19. Основы инженерной и научной графики. Лабораторные 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.3
1.20. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Работа с аудио информацией.
2.1. Основные понятия цифрового звука. Форматы аудиофайлов. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.4, Л2.5
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.4, Л2.5
2.3. Обработка звука. Лабораторные 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.1
2.4. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.1
Раздел 3. Работа с видео информацией.
3.1. Основные понятия цифрового видео. Характеристики видеосигнала. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8 Л1.1, Л2.4, Л2.5
3.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.4, Л2.5
3.3. Формирование цифрового видеосигнала. Форматы цифрового кодирования и сжатия. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.4, Л2.5
3.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.4, Л2.5
3.5. Обработка видео. Лабораторные 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.4
3.6. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.1, Л2.4
Раздел 4. Современные мультимедиа технологии.
4.1. Презентационные технологии. Веб-технологии. Потоковое мультимедиа. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.5, Л1.2
4.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.5, Л1.2
4.3. Изготовление презентаций. Лабораторные 8 4 ПК-4, ПК-16 Л2.5
4.4. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 6 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л2.5
4.5. Мультимедиа-контент в WWW. Лабораторные 8 4 ПК-2, ПК-4, ПК-8 Л1.3
4.6. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 6 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.3
4.7. Облачные сервисы компьютерной графики. Лабораторные 8 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8 Л2.3, Л1.2
4.8. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-2, ПК-4, ПК-8 Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложения.
Приложения
Приложение 1.   FOS.pdf

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Журенков О. В. Информационные технологии: учебное пособие Алтайская академия экономики и права, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/10151
Л1.2 Майстренко Н. В. , Майстренко А. В. Мультимедийные технологии в информационных системах: учебное пособие: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444959
Л1.3 Савельев А. О., Алексеев А. А. HTML5. Основы клиентской разработки: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=429150
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перемитина, Т. О. Компьютерная графика: учебное пособие: Эль Контент, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=208688
Л2.2 Шпаков П. С. , Юнаков Ю. Л. , Шпакова М. В. Основы компьютерной графики: учебное пособие: Сибирский федеральный университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364588
Л2.3 И.П. Хвостова, О.Л. Серветник и др. Компьютерная графика:: учебное пособие СКФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457391
Л2.4 Дворкович В. П. , Дворкович А. В. Цифровые видеоинформационные системы : (теория и практика): Техносфера, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233462
Л2.5 Катунин Г. П. Создание мультимедийных презентаций: учебное пособие: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=431524
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Мультимедиа-технологии в профессиональной деятельности (ПИЭ, БИ)" http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2544
Э2 Inkscape на русском http://inkscape.paint-net.ru/
Э3 Уроки Inkscape Гиперссылка http://openarts.ru/tutorials/inkscape/
Э4 Gimp на русском http://www.progimp.ru/gimp/
Э5 Уроки Gimp http://www.gimpart.org/vse-uroki-gimp
Э6 Официальный сайт Netpbm http://netpbm.sourceforge.net/
Э7 Официальный сайт ImageMagick https://www.imagemagick.org/script/index.php
Э8 Русскоязычная документация по ImageMagick http://help.ubuntu.ru/wiki/imagemagick
Э9 10 ключевых функций ImageMagick https://onthe.io/learn/ru/category/graphic/10-%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9-ImageMagick
Э10 Официальный сайт GNUplot http://www.gnuplot.info/
Э11 GNUplot в вопросах и ответах http://gnuplot.ikir.ru/
Э12 Онлайн-учебник Audacity http://www.audacity.ru/p1aa1.html
Э13 Руководство пользователя Kdenlive https://userbase.kde.org/Kdenlive/Manual/ru
Э14 Основы работы с XHTML и CSS http://www.intuit.ru/studies/courses/2261/159/info
Э15 Введение в HTML5 Гиперссылка http://www.intuit.ru/studies/courses/679/535/info
Э16 HTML5. Основы клиентской разработки http://www.intuit.ru/studies/courses/3734/976/info
Э17 3D-моделирование в Blender. Курс для начинающих http://younglinux.info/blender.php
Э18 Программа подготовки презентаций Impress http://libreoffice.readthedocs.io/ru/latest/impress.html
Э19 Создание простой презентации в LibreOffice Impress https://libreoffice.su/impress/sozdanie-prezentatsii-v-libreoffice.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Far,
OpenOffice,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
Inkscape,
Gimp,
Netpbm,
ImageMagick,
GNUplot,
Audacity,
Kdenlive,
Blender.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2544