МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мультимедиа-технологии в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Мультимедиа-технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство студентов с основами компьютерной графики, цифрового аудио и видео;
знакомство студентов с приёмами создания мультимедиа контента;
приобретение практических навыков и умений использования графических, аудио и видео данных в презентационных материалах и веб-контенте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью разрабатывать проекты компонентов сложных систем управления, применять для разработки современные инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки
ПК-8 способностью проектировать элементы систем управления, применять современные инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки, обеспечивающие решение задач системного анализа и управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологию, применяемую в компьютерной графике, аудио, видео и мультимедиа-продуктах;
примеры использования мультимедиа-контента в сопроводительной документации к программным продукта;
способы автоматизированной генерации, обработки и конвертации графических, аудио, видео данных;
способы оптимального создания и публикации научной, инженерной и бизнес графики.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать и обрабатывать графические данные;
создавать и обрабатывать звуковые данные;
создавать и обрабатывать видео и аудиовизуальные данные;
писать скрипты для автоматической обработки графических данных;
создавать мультимедийные презентации и веб-контент с инфографикой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.создания и обработки растровой и векторной графики;
записи, создания и обработки аудио информации;
обработки видео информации;
написания скриптов для автоматической обработки графических данных;
создания презентаций и подготовки публичных выступлений;
создания мультимедийного веб-контента в соответствии со стандартами и рекомендациями W3C.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компьютерная графика.
1.1. Введение в мультимедиа. Основные понятия компьютерной графики. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Векторная графика. Трёхмерная графика. Форматы файлов. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 4 ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Основы векторной графики. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.3
1.6. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.3
1.7. Работа с векторной графикой. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.3
1.8. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.3
1.9. Растровая графика. Фрактальная графика. Лекции 8 4 ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.10. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.11. Основные приёмы работы с растровой графикой. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.3
1.12. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.3
1.13. Обработка цифровых фотографий. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.3
1.14. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 8 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.3
1.15. Конвертеры файлов. Деловая и научная графика. Лекции 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.16. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.17. Конвертеры графических файлов. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.3
1.18. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.3
1.19. Основы инженерной и научной графики. Лабораторные 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.3
1.20. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 8 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Работа с аудио информацией.
2.1. Основные понятия цифрового звука. Форматы аудиофайлов. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.5, Л2.1
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.5, Л2.1
2.3. Обработка звука. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2
2.4. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 8 ПК-7, ПК-8 Л1.2
Раздел 3. Работа с видео информацией.
3.1. Основные понятия цифрового видео. Характеристики видеосигнала. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.5, Л2.1
3.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.5, Л2.1
3.3. Формирование цифрового видеосигнала. Форматы цифрового кодирования и сжатия. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.5, Л2.1
3.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.5, Л2.1
3.5. Обработка видео. Лабораторные 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.5
3.6. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 8 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.5
Раздел 4. Современные мультимедиа технологии.
4.1. Презентационные технологии. Веб-технологии. Потоковое мультимедиа. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 8 2 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.3. Изготовление презентаций. Лабораторные 8 6 ПК-7 Л1.2, Л2.1
4.4. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 6 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.1
4.5. Мультимедиа-контент в WWW. Лабораторные 8 8 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1
4.6. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 12 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1
4.7. Облачные сервисы компьютерной графики. Лабораторные 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.3, Л1.3
4.8. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 8 4 ПК-7, ПК-8 Л1.2, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение 1.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение 1.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Савельев А. О., Алексеев А. А. HTML5. Основы клиентской разработки: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Журенков О. В. Информационные технологии: учебное пособие Алтайская академия экономики и права, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Майстренко Н. В. , Майстренко А. В. Мультимедийные технологии в информационных системах: учебное пособие: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Катунин Г. П. Создание мультимедийных презентаций: учебное пособие: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Шпаков П. С. , Юнаков Ю. Л. , Шпакова М. В. Основы компьютерной графики: учебное пособие: Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 И.П. Хвостова, О.Л. Серветник и др. Компьютерная графика:: учебное пособие СКФУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Перемитина, Т. О. Компьютерная графика: учебное пособие: Эль Контент, 2012 biblioclub.ru
Л2.5 Дворкович В. П. , Дворкович А. В. Цифровые видеоинформационные системы : (теория и практика): Техносфера, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Мультимедиа-технологии в профессиональной деятельности (ПИЭ, БИ)" portal.edu.asu.ru
Э2 Inkscape на русском inkscape.paint-net.ru
Э3 Уроки Inkscape Гиперссылка openarts.ru
Э4 Gimp на русском www.progimp.ru
Э5 Уроки Gimp www.gimpart.org
Э6 Официальный сайт Netpbm netpbm.sourceforge.net
Э7 Официальный сайт ImageMagick www.imagemagick.org
Э8 Русскоязычная документация по ImageMagick help.ubuntu.ru
Э9 10 ключевых функций ImageMagick onthe.io
Э10 Официальный сайт GNUplot www.gnuplot.info
Э11 GNUplot в вопросах и ответах gnuplot.ikir.ru
Э12 Онлайн-учебник Audacity www.audacity.ru
Э13 Руководство пользователя Kdenlive userbase.kde.org
Э14 Основы работы с XHTML и CSS www.intuit.ru
Э15 Введение в HTML5 Гиперссылка www.intuit.ru
Э16 HTML5. Основы клиентской разработки www.intuit.ru
Э17 3D-моделирование в Blender. Курс для начинающих younglinux.info
Э18 Программа подготовки презентаций Impress libreoffice.readthedocs.io
Э19 Создание простой презентации в LibreOffice Impress libreoffice.su
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html , (бессрочно);
Blender, https://www.blender.org/about/license/ , (бессрочно);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru , (бессрочно);
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt , (бессрочно);
AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf , (бессрочно);
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ , (бессрочно);
Inkscape, https://inkscape.org/en/about/license/ , (бессрочно);
ImageMagik, https://www.imagemagick.org/script/license.php , (бессрочно);
Mozila FireFox, https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/ , (бессрочно);
Chrome, http://www.chromium.org/chromium-os/licenses , (бессрочно);
TeXLive, http://www.tug.org/texlive/copying.html , (бессрочно);
GNUplot, https://sourceforge.net/p/gnuplot/gnuplot-main/ci/master/tree/Copyright , (бессрочно);
Kdenlive, https://kdenlive.org/en/about/ , (бессрочно);
GnuWin32: NetPbm, http://gnuwin32.sourceforge.net/summary.html , (бессрочно);
Audacity, https://www.audacityteam.org/about/license , (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит студентов с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях студент получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и промежуточной аттестации. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2544