МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в технологию рекомбинантных вакцин

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 121
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.х.н., Зав.лабораторией рекомбинантных вакцин отдела иммунотерапевтических препаратов ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор», Карпенко Л.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, председатель методической комиссии ХФ, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Введение в технологию рекомбинантных вакцин

разработана в соответствии с ФГОС:
ФФедеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование способности использовать современные тенденции в разработке рекомбинантных вакцин и физико-химические основы стимуляции иммунной системы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные понятия и теоретические основы вакцинологии;
-особенности получения, состава, назначения и применения основных видов вакцин;
- основные методы конструирования рекомбинантных вакцин
-основные принципы производства рекомбинантных вакцин
3.2.Уметь:
3.2.1.-классифицировать вакцины;
-провести выбор определенного вида вакцин для защиты от конкретного патогена с учетом специфики иммунного ответа
- охарактеризовывать способы получения вакцин в зависимости от их назначения;
-качественно охарактеризовывать индуцированный вакциной иммунитет;
- описывать физико-химические основы клеточного и гуморального иммунного ответа;
-охарактеризовывать основные положения иммунопрофилактики и иммунотерапии;
-планировать эксперименты по конструированию рекомбинантных вакцин
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками планирования экспериментов по конструированию рекомбинантных вакцин;
-представлениями о методах получения рекомбинантных вакцин;
-методами прогнозирования физических и химических свойств рекомбинантных вакцин;
- навыками оценки эффективности рекомбинантных вакцин;
- представлениями о методах повышения иммуногенности вакцин (адъюванты, липосомы, цитокины и др)
- навыками оценки индуцированного вакциной иммунитета ;
- представлениями о производстве вакцин.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История развития и становления вакцинологии
1.1. Вакцинация. Основоположники современной иммунопрофилактики. Современный этап вакцинологии Лекции 8 1 ПК-9
1.2. Вакцинация. Основоположники современной иммунопрофилактики. Современный этап вакцинологии. Практические 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.3
1.3. Общие методы работы в лаборатории рекомбинантных вакцин. Техника безопасности. Физико-химические методы характеризации препарата рекомбинантной вакцины. Лабораторные 8 12 ПК-9 Л2.2, Л2.1
1.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 8 18 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Физико-химические основы клеточного и гуморального иммунного ответа
2.1. Иммунитет. Факторы неспецифической резистентности. Лекции 8 1 ПК-9
2.2. Стадии и фазы развития специфического иммунного ответа Лекции 8 1 ПК-9
2.3. Иммунитет. Факторы неспецифической резистентности. Стадии и фазы развития специфического иммунного ответа. Практические 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.3
2.4. Оценка индуцированного вакциной специфического иммунитета. Определение гуморального иммунного ответа с помощью ИФА и иммуноблоттинга (с использованием коммерческих тест-систем) Лабораторные 8 12 ПК-9 Л2.2, Л2.1
2.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 8 25 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Общие вопросы иммунопрофилактики и иммунотерапии
3.1. Специфическая и неспецифическая иммунотерапия Лекции 8 1 ПК-9
3.2. Антигены, виды антигенов. Механизмы распознавания антигенов иммунной системой. Лекции 8 1 ПК-9
3.3. Антитела, строение и функции. Использование антител в иммунотерапии. Лекции 8 1 ПК-9
3.4. Специфическая и неспецифическая иммунотерапия. Практические 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.3
3.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 8 20 ПК-9
Раздел 4. Вакцины (определение, классификация, характеристика)
4.1. Классификация вакцин по способу получения, происхождения и назначения. Лекции 8 1 ПК-9
4.2. Методы вакцинации. Анатоксины. Аллергены и аллерговакцины Лекции 8 1 ПК-9
4.3. Классификация вакцин по способу получения, происхождения и назначения Практические 8 4 ПК-9 Л1.1, Л2.3
4.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 8 22 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Рекомбинантные вакцины
5.1. Генно-инженерные вакцины Лекции 8 1 ПК-9
5.2. Лечебные (терапевтические) вакцины Лекции 8 1 ПК-9
5.3. Генно-инженерные вакцины. Лечебные (терапевтические) вакцины Практические 8 4 ПК-9 Л1.1, Л2.3
5.4. Характеристика фенотипа лимфоцитов с помощью моноклональных антител, меченных флюоресцентной меткой. Лабораторные 8 12 ПК-9 Л2.2, Л2.1
5.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 8 18 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Показатели эффективности вакцин. Требования к производству вакцин
6.1. Показатели эффективности вакцин (иммунологическая, профилактическая, противоэпидемическая) Лекции 8 2 ПК-9
6.2. Общие требования к производству и качеству медицинских иммунобиологических препаратов (вакцин). Лекции 8 2 ПК-9
6.3. Показатели эффективности вакцин (иммунологическая, профилактическая, противоэпидемическая). Общие требования к производству и качеству медицинских иммунобиологических препаратов (вакцин). Практические 8 4 ПК-9 Л1.1, Л2.3
6.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 8 18 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.В. Цымбаленко Биотехнология: учебное пособие СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428265
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. П. Хлебова, Е. С. Яценко, Н. Ю. Сперанская Практикум по биотехнологии. Культура клеток, тканей и органов : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Л. П. Хлебова, Н. Ю. Сперанская, Е. С. Яценко Прикладная биотехнология : лаб. практикум : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.3 А.С. Сироткин, В.Б. Жукова Теоретические основы биотехнологии : учебно-методическое пособие Казань : КГТУ, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270560
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
Э2 http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
Э3 http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
Э4 http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Э5 Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э6 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э7 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.