МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и современная практика выставочной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 73
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 73 73 73 73
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История и современная практика выставочной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать представления об основных методах и этапах проектирования музейной выставки, привить студентам теоретические и практические навыки работы по временной демонстрации музейных экспонатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Готовность к проектированию по всем направлениям музейной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия музейного проектирования
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать методы проектирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками работы с выставочным оборудованием

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выстовочная деятельность: общие понятия
1.1. Выстовочная деятельность и ее задачи Лекции 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Выстовочная деятельность и ее задачи Сам. работа 7 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Вопросы организации и технического оснащения выставки Лекции 7 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Вопросы организации и технического оснащения выставки Сам. работа 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Методика выставочной работы Лекции 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Методика выставочной работы Сам. работа 7 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Зарождение выставочной деятельности в эпоху Древности, Средневековья и Новое время Практические 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Зарождение выставочной деятельности в эпоху Древности, Средневековья и Новое время Сам. работа 7 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. История выставок в России Практические 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. История выставок в России Сам. работа 7 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Проектирование выставочной деятельности музеев
2.1. Особенности и функции музейных выставок Лекции 7 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Особенности и функции музейных выставок Сам. работа 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Музейная выставка как форма экспозиционной работы Лекции 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Музейная выставка как форма экспозиционной работы Сам. работа 7 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Основные виды и классификация музейных выставок Лекции 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Основные виды и классификация музейных выставок Сам. работа 7 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Основные этапы проектирования выставки Практические 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Основные этапы проектирования выставки Сам. работа 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Разновидности выставочного оборудования Практические 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Разновидности выставочного оборудования Сам. работа 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Особенности проектирования виртуальной выставки Практические 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Особенности проектирования виртуальной выставки Сам. работа 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Выставка как первый этап формирования нового музея Практические 7 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.14. Выставка как первый этап формирования нового музея Сам. работа 7 5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие «выстовочная деятельность» и ее задачи.
2. Организация и техническое оснащение выставки.
3. Методика выставочной работы.
4. Зарождение выставочной деятельности в эпоху Древности и Средневековья.
5. Выставочная деятельность в Новое время.
6. История выставок в Российской империи.
7. История выставок в СССР.
8. История выставок в Российской Федерации.
9. Особенности музейных выставок.
10. Функции музейных выставок.
11. Музейная выставка как форма экспозиционной работы.
12. Основные виды музейных выставок.
13. Классификация музейных выставок.
14. Основные этапы проектирования выставки.
15. Разновидности выставочного оборудования.
16. Особенности проектирования виртуальной выставки.
17. Выставка как первый этап формирования нового музея.
18. Планировка маршрута осмотра выставки.
19. Информационные технологии в музейных выставках.
20. Новейшие способы выставочного экспонирования.
21. Основные виды текстов музейной выставки.
22. Правила оформления этикеток для музейных выставок.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Проектирование археологической выставки
2. Проектирование этнографической выставки
3. Проектирование исторической выставки
4. Технологии организации и проведения выставок
5. Археологические исследования как объект выставочной деятельности
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Практическое задание для самостоятельной работы. Изучите содержание статьи Эри И. Краткая история витрин // Museum. 1985. №146. С. 11–14. Письменно подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Какие принципы устройства музейного зала указаны Н. Нейкелем в труде «Музеография» (1727 г.)?
2. Назовите предметы мебели, используемые для хранения и публичного представления предметов коллекций в XVI–XVII вв.
3. Какие изменения в конструкциях музейной мебели происходят в XVIII–XIX вв.
2. Практическое задание для самостоятельной работы. Обратитесь к музейным афишам на официальных сайтах государственных музеев РФ. Выявите и запишите по три примера наименований для каждого из основных типов музейных выставок:
– тематические;
– фондовые;
– отчетные.
3. Практическое задание для самостоятельной работы. Осмотрите экспозицию музея археологии и этнографии Алтая. Письменно подготовьте анализ одной временной выставки в ее составе по следующему плану:
– название и концепция выставки. Метод экспонирования;
– применение специального (уникального) и/или универсального оборудования;
– качество экспозиционного материала: наличие подлинных музейных предметов и их характеристика по назначению и технологии изготовления. Используемые виды воспроизведений музейных предметов и внемузейных объектов;
– использование научно-вспомогательных материалов;
– особенности оформления и размещения текстов;
– световое оснащение;
– цветовое решение.
В заключении сделайте вывод о коммуникативной функции выставки. Обоснуйте свою точку зрения. Объем работы – 3–4 страницы печатного текста в формате Word.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. Музеология. Введение в профессию: учебное пособие Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 А. А. Тишкин, Т. Г. Горбунова Основы музеологии: учеб. пособие АлтГУ, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. П. Иванова Музейная педагогика: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Старикова Ю.А. Музееведение: конспект лекций Москва : А-Приор, 2006 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Лаборатория музейного проектирования // http://www.future.museum.ru
Э2 Виртуальный музей науки и техники СО РАН // http://www-sbras.nsc.ru
Э3 Первобытное искусство (виртуальный музей) // http://vm.kemsu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью выставочной деятельности. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с особенностями развития выставок и особенностями работы с различными группами экспонатов, обратить внимание на понятийный аппарат и методы выставочного проектирования; использовать полученные знания по истории, теории и практике выставочного проектирования в своей профессиональной деятельности, использовать особенности экспонирования различных видов музейных материалов, уяснить современные методы исследований в ведущих направлениях выставочной деятельности, применение методов социального взаимодействия и профессионального общения, технику безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, обеспечивающих физическую сохранность музейных собраний, опыт разработки проектов по основным направлениям выставочной деятельности.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов «Выстовочная деятельность: общие понятия» и «Проектирование выставочной деятельности музеев», рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К экзамену допускаются студенты-бакалавры не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить работу студента-бакалавра по дисциплине «История и современная практика выставочной деятельности», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы.
В каждый экзаменационный билет включено два вопроса: один по лекционным темам, другой по практическим занятиям, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.