МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Модифицирование биополимеров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.06.01. Химические науки
НаправленностьОрганическая химия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz04_06_01_Органическая химия-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Модифицирование биополимеров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.06.01 Химические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №869)

составлена на основании учебного плана:
04.06.01 Химические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор химических наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор химических наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство с современными направлениями научных исследований в области модифицирования биополимеров для формирования способности критической оценки достижений науки и генерирования новых идей для решения научных и практических задач, в том числе, междисциплинарных

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью демонстрировать системное понимание в области изучения органической химии, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в аналитической химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные современные научные достижения в области модифицирования биополимеров
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять критический анализ и оценку современных научных достижений в области модифицирования полимеров с целью генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и методов в области модифицирования биополимеров, генерирования новых идей для решения исследовательских и практических задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы модифицирования биополимеров
1.1. Физические методы создания и модифицирования биополимеров. Механохимическое модифицирование биополимеров Лекции 2 1 ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
1.2. СКФ технологии модифицирования структуры и свойсв биополимеров. Плазмохимическое имодифицирование полимеров Лекции 2 1 ПК-1 Л1.2, Л2.4
1.3. Аффинная модификация биополимеров.Химические реакции модифицирования структуры и свойств биополимеров Лекции 2 1 ПК-1 Л2.5, Л1.2
1.4. Биополимеры - вспомогательные вещества в фармации Лекции 2 1 ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.5. Специфицеские методы модифицирования полисахаридов Практические 2 1 ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л1.2
1.6. Специфические методы модифицирования белков Практические 2 1 ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л1.2
1.7. Специфические методы получения и модифицирования биокерамических полимерных материалов Практические 2 2 ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л1.2
1.8. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 2 91 ПК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
Раздел 2. Инновационные технологии модифицирования биополимеров

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Н.Г. Базарновой Методы исследования древесины и ее производных: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002
Л1.2 М.И. Штильман, А.В. Подкорытова, С.В. Немцев, В.Н. Кряжев. Технология полимеров медико-биологического назначения. Полимеры природного происхождения.: М. : Издательство "Лаборатория знаний", 2016. , 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Семчиков Ю.Д., Жильцов С.Ф., Кашаева В.Н. Введение в химию полимеров: Учеб. пособие М.: Высш. шк., 1988
Л2.2 ред. Пикина С.А., Дмитриенко В.Е. Основы физики частично упорядоченных сред: Жидкие кристаллы, коллоиды, фрактальные структуры, полимеры и биологические объекты : М.: Физматлит, 2007
Л2.3 Рамбиди Н.Г. Структура полимеров – от молекул до наноансамблей: [учеб. пособие] Долгопрудный: Интеллект, 2009
Л2.4 Гумеров Ф.М Суб и сверхкритические флюиды в процессах переработки полимеров : Казань: ФЭН, 2007
Л2.5 Каллистер У.Д., Ретвич Д.Дж., Малкин А.Я. Материаловедение: от технологии к применению (металлы, керамика, полимеры): СПб.: Научные основы и технологии, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Химия привитых поверхностных соединений booksshare.net
Э2 www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
Э3 http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
Э4 http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
Э5 http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Э6 Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э7 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э8 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э9 Курс в Moodle "Модифицирование синтетических и природных полимеров в СКФ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели
преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.
Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.