МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особенности социального поведения русских

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 126
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 126 126 126 126
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Нямаа Дэлэгням

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Особенности социального поведения русских

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является накопление знаний и практического опыта у иностранных учащихся в области выстраивания правильной коммуникации с носителями русского языка: при соблюдении привычных форм общения, стандартных речевых форм, с учетом традиций и форм обращения,диалога, принятых в русскоязычной культуре.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 владением навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов
ПК-16 владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.характерные черты русского языкового и жестового поведения; характеристику традиционных форм обращения в русскоязычной среде
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать на практике приобретенные теоретические знания о стандартном распределении ролей в русскоязычном общении
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью адекватно воспринимать и интерпретировать поведение русскоязычного собеседника, а также подбирать релевантные языковые и жестовые формы участия в диалоге

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности национального общения. "Загадочная русская душа". Менталитет, национальный характер, коммуникативное поведение и национальное коммуникативное сознание
1.1. Лекции 1 6 ОК-3 Л1.1
1.2. Практические 1 8 ОК-3, ПК-16
Раздел 2. Основные особенности русского коммуникативного поведения
2.1. Лекции 1 6 ОК-3 Л2.2, Л1.2
2.2. Практические 1 10 ОК-3, ПК-16
Раздел 3. Основные законы общения. Принципы бесконфликтного общения
3.1. Лекции 1 4 ОК-3
3.2. Практические 1 8 ОК-3, ПК-16
Раздел 4. Традиции социального поведения в России: допустимое и недопустимое
4.1. Лекции 1 4 ОК-3
4.2. Практические 1 8 ОК-3
Раздел 5. Самостоятельная работа по темам
5.1. Сам. работа 1 126 ОК-3, ПК-16 Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине имеется в Приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине имеется в Приложении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в Приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Карасева Т.В., Ниссен В.Ю. Русский речевой этикет: учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012., 2011
Л1.2 Н. И. Бондарь, С. А. Лутин Как спросить? Как сказать?: пособие по развитию речи для изучающих рус. яз. как иностр. Русский язык. Курсы, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Подшибякина, Н.А. Русская культура – это очень многое… : учебно-методическое пособие: Волгоград : Издательство ВГСПУ "Перемена",, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429356
Л2.2 Колтунова М. В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет: учеб. пособие М.: Экономика, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-правовой портал ГАРАНТ www.garant.ru
Э2 Информационно-справочный портал LIBRARY.RU www.library.ru
Э3 Основные особенности русского коммуникативного поведения/ Стернин И.А. Речевое воздействие, 2001 studfile.net
Э4 Русское коммуникативное поведение/Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. - Воронеж, 2001 studfile.net
Э5 Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. - М., 2006 www.vsu.ru
Э6 Русские: особенности национального общения web-mistress.livejournal.com
Э7 Юрасова О.А. Особенности русского национального общения. - Ярославский государственный технический университет, 2018 izron.ru
Э8 Об особенностях национального характера русского народа // Коммерсантъ. Власть. - №28 от 19.07.2004, стр. 83 www.kommersant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В течение семестра студентам необходимо выполнять практические задания; к зачету подготовить реферат; на зачете ответить на устный вопрос в билете.