МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по решению школьных химических задач

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по решению школьных химических задач

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- вооружить знаниями и умениями, необходимыми для организации учебно-воспитательного процесса по химии в образовательных учреждениях;
- сформировать умение проектировать образовательный процесс на основе документов, отражающих содержание образования и планирование учебного процесса в ОУ (Государственный общеобразовательный стандарт, базисный учебный план, учебные программы, учебники);
- сформировать умения организовывать продуктивный учебный процесс в образовательных учреждениях разного уровня и направления;
- развивать адекватную самооценку, ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ПК-1 Способен осуществлять обучение биологии, химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-3 Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе
ПК-5 Способен осуществлять педагогическую деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования в области биологии и химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- цели и задачи обучения химии в школьной и вузовской программе на современном этапе;
- методы отбора материала для проведения теоретических и практических занятий в школьном курсе химии;
- основы управления процессом обучения в образовательных организациях через систему решения задач;
- способы разработки новых образовательных технологий в решении задач школьного и вузовского курса, включая системы компьютерного и дистанционного обучения
3.2.Уметь:
3.2.1.- выбирать основные методы решения задач в школьном и вузовском курсе химии, управлять процессом обучения в образовательных организациях;
- выбирать методы решения задач для проведения теоретических и практических занятий в школьном курсе химии
использовать политехническую направленность курса химии с учетом регионального фактора;
- разрабатывать новые образовательные технологии в решении задач школьного и вузовского курса, включая системы компьютерного и дистанционного обучения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основными методами решения задач в школьном и вузовском курсе химии, основами управления процессом обучения в образовательных организациях;
- методами отбора материала для проведения теоретических и практических занятий в школьном курсе химии;
- способами разработки новых образовательных технологий в школьном и вузовском курсе химии, включая системы компьютерного и дистанционного обучения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие методические требования к решению задач
1.1. 1. Введение. Цели и задачи дисциплины. обучения учащихся химии. Классификация расчетных задач. Общий алгоритм решения задач школьного курса химии Лекции 7 2 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Общие методические требования к решению задач Сам. работа 7 4 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методика решения задач по химии
2.1. Способы решения химических задач. Растворы. Концентрация растворов. Электритическая диссоциация и водородный показатель растворов. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы Лекции 7 2 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Атомно-молекулярное учение и стехиометрия Практические 7 4 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Растворы и способы выражения их концентрации Практические 7 4 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Свойства растворов неэлектролитов Практические 7 4 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Растворы электролитов Практические 7 4 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Гидролиз солей Практические 7 4 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.7. Окислительно-восстановительные реакции Практические 7 4 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.8. Электрохимические процессы Практические 7 4 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.9. Задачи повышенной сложности на смеси веществ Практические 7 4 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.10. Методика решения задач по химии Сам. работа 7 68 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ерыгин Д.П. Методика решения задач по химии: М.: Просвещение, 1977
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Минченков Е.Е. Общая методика преподавания химии: Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2015 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Химический факультет Методика решения задач по химии: [учеб.-метод. пособие] Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS PowerPoint.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru - электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
http://www.chem.msu.ru - электронная библиотека на сервере химфака МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается в течение одного семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары) объединены с самостоятельной работой студентов, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель, через систему Moodle.
В рамках текущей аттестации студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности;
- активное участие на практических занятиях.
Методические указания к семинарским (практическим) занятиям. Готовясь к семинару, студенты должны:
- познакомиться с рекомендованной литературой по заданной теме;
- познакомиться со способами решения расчетных задач по теме семинара;
- предусмотреть спорные моменты.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
- раскрытие сущности проблемы или решения задачи.
- методологическое значение для профессиональной и практической деятельности.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики, четкое и аргументрованное, с использованием понятий, законов и методов.