Закреплена за кафедрой | Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса |
---|---|
Направление подготовки | 40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность |
Специализация | Судебная деятельность |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 40_05_04_СудПрокурДеят-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 17 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 12 | 12 | 30 | 30 |
Практические | 24 | 24 | 16 | 16 | 40 | 40 |
Сам. работа | 39 | 39 | 44 | 44 | 83 | 83 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 72 | 72 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Протокол от 26.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ю.н.,доц Аничкин Евгений Сергеевич
1.1. | Целью дисциплины является формирование коммуникативной компетентности: развитие умения анализа орфографических и грамматических явлений русского языка, умения осознанного чтения, умения использования средств русского языка при устном и письменном общении в деловой и научной сферах. Задачи: -Сформировать у обучающихся представление о принципах и культуре гуманитарного мышления на основе ресурсов русского литературного языка как основного компонента профессиональной компетенции. -Повысить уровень практического владения современным русским литературным языком в письменной и устной разновидностях в разных сферах его функционирования; -Сформировать навыки культуры публичного выступления, спора и профессионального общения -Научить будущих юристов давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, программировать процесс общения и управлять им. -Расширить общегуманитарный кругозор обучающегося, опирающийся на владение коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом современного русского литературного языка. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01 |
ОК-7 | способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ОПК-9 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-7: сущность основных понятий и категорий культуры речи; закономерности и механизмы коммуникативного процесса. ОПК-9: характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами профессионального общения; нормы современного русского литературного языка; деловой и речевой этикет. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-7: грамотно применять методы и технологии эффективной коммуникации; анализировать и разрешать в теории и на практике традиционные и нестандартные конкретные задачи и ситуации общения; применять знания закономерностей общения в профессиональной деятельности. ОПК-9: проявлять чуткость, тактичность, заинтересованность и сопереживание в общении с собеседниками; редактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения; осуществлять систематическую работу по самообразованию, пополнению своих знаний, совершенствованию профессионально значимых умений и навыков. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-7: методологией рассмотрения и оценки ситуаций общения; навыками и умениями речевой деятельности к сфере профессиональной коммуникации. ОПК-9: навыками подготовки текстовых документов административно-канцелярского подстиля; навыками работы со словарями и литературой по специальности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Современный русский литературный язык | ||||||
1.1. | Язык и речь в профессиональной деятельности юриста | Сам. работа | 1 | 25 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Язык и общество: из истории русского литературного языка | Практические | 1 | 12 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Литературный язык и его особенности | Лекции | 1 | 6 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Функциональные стили русского литературного языка | ||||||
2.1. | Научный стиль. | Сам. работа | 1 | 14 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Официально-деловой стиль | Практические | 1 | 12 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Публицистический стиль | Лекции | 1 | 6 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Разговорный стиль. | Лекции | 1 | 6 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Основы культуры речи | ||||||
3.1. | Культура речи и ее компоненты | Лекции | 2 | 6 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Нормативный компонент культуры речи | Практические | 2 | 4 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Коммуникативный компонент культуры речи. | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Этический компонент культуры речи. | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Культура устного делового общения юриста | ||||||
4.1. | Речевое общение | Лекции | 2 | 6 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Невербальные средства в культуре устного делового общения. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Особенности делового общения | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Основные жанры устного делового общения | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Основы ораторского мастерства | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Искусство спора | Практические | 2 | 0 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Культура письменного делового общения юриста | ||||||
5.1. | Формирование русской письменной официально-деловой речи | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Языковые особенности оформления документов | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Интегральные и специфические свойства русской письменной официально-деловой речи | Практические | 2 | 0 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Требования к оформлению документов | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.5. | Типология служебных документов | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.6. | Современные тенденции в практике письменного делового общения | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Экзамен | ||||||
6.1. | Экзамен | Экзамен | 1 | 27 | ОК-7, ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Находятся в приложении к настоящей программе. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение к рабочей программе. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. А. Козырев, В. Д. Черняк | Русский язык и культура речи. Современная языковая ситуация: учебник и практикум | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н.А. Юшкова, Е.Б. Берг, Ю.Б. Феденева, С.В. Панченко | Культура речи и риторика для юристов: Учебник и практикум | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/E7D1C804-2178-4B65-903A-C733EC274A75 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" http://www.gramota.ru | |||
Э2 | Электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/ | |||
Э3 | Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru/ | |||
Э4 | http://samlib.ru/w/wagapow_a_s/russian-styles.shtml Голуб И.Б. Русский язык и культура речи) http://modernlib.ru/books/kollektiv | |||
Э5 | Электронный курс по дисциплине в ЭИОС MOODLE - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2373 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке Темы практических занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, предложенные задания, представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом. Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится решению практических заданий. Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать рекомендованную литературу, используя электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы. После изучения теоретических вопросов, решения практических заданий следует выполнить тест. Таким образом, организационные формы обучения включают в себя: • контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий; • самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера. |