МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риторика в юриспруденции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 83
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 12 12 30 30
Практические 24 24 16 16 40 40
Сам. работа 39 39 44 44 83 83
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Аксенова Галина Николаевна

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, А.Е. Канакова

Рабочая программа дисциплины
Риторика в юриспруденции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 26.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н.,доц Аничкин Евгений Сергеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 26.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ю.н.,доц Аничкин Евгений Сергеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование коммуникативной компетентности: развитие умения анализа орфографических и грамматических явлений русского языка, умения осознанного чтения, умения использования средств русского языка при устном и письменном общении в деловой и научной сферах.
Задачи:
-Сформировать у обучающихся представление о принципах и культуре гуманитарного мышления на основе ресурсов русского литературного языка как основного компонента профессиональной компетенции.
-Повысить уровень практического владения современным русским литературным языком в письменной и устной разновидностях в разных сферах его функционирования;
-Сформировать навыки культуры публичного выступления, спора и профессионального общения
-Научить будущих юристов давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, программировать процесс общения и управлять им.
-Расширить общегуманитарный кругозор обучающегося, опирающийся на владение коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом современного русского литературного языка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-9 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-7: сущность основных понятий и категорий культуры речи; закономерности и механизмы коммуникативного процесса.
ОПК-9: характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами профессионального общения; нормы современного русского литературного языка; деловой и речевой этикет.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-7: грамотно применять методы и технологии эффективной коммуникации; анализировать и разрешать в теории и на практике традиционные и нестандартные конкретные задачи и ситуации общения; применять знания закономерностей общения в профессиональной деятельности.
ОПК-9: проявлять чуткость, тактичность, заинтересованность и сопереживание в общении с собеседниками; редактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения; осуществлять систематическую работу по самообразованию, пополнению своих знаний, совершенствованию профессионально значимых умений и навыков.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-7: методологией рассмотрения и оценки ситуаций общения; навыками и умениями речевой деятельности к сфере профессиональной коммуникации.
ОПК-9: навыками подготовки текстовых документов административно-канцелярского подстиля; навыками работы со словарями и литературой по специальности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современный русский литературный язык
1.1. Язык и речь в профессиональной деятельности юриста Сам. работа 1 25 ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Язык и общество: из истории русского литературного языка Практические 1 12 ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Литературный язык и его особенности Лекции 1 6 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Функциональные стили русского литературного языка
2.1. Научный стиль. Сам. работа 1 14 ОК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Официально-деловой стиль Практические 1 12 ОК-7 Л1.1, Л2.1
2.3. Публицистический стиль Лекции 1 6 ОК-7 Л1.1, Л2.1
2.4. Разговорный стиль. Лекции 1 6 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы культуры речи
3.1. Культура речи и ее компоненты Лекции 2 6 ОК-7 Л1.1, Л2.1
3.2. Нормативный компонент культуры речи Практические 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1
3.3. Коммуникативный компонент культуры речи. Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1
3.4. Этический компонент культуры речи. Сам. работа 2 16 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Культура устного делового общения юриста
4.1. Речевое общение Лекции 2 6 ОК-7 Л1.1, Л2.1
4.2. Невербальные средства в культуре устного делового общения. Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л2.1
4.3. Особенности делового общения Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1
4.4. Основные жанры устного делового общения Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1
4.5. Основы ораторского мастерства Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1
4.6. Искусство спора Практические 2 0 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Культура письменного делового общения юриста
5.1. Формирование русской письменной официально-деловой речи Сам. работа 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1
5.2. Языковые особенности оформления документов Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л2.1
5.3. Интегральные и специфические свойства русской письменной официально-деловой речи Практические 2 0 ОК-7 Л1.1, Л2.1
5.4. Требования к оформлению документов Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1
5.5. Типология служебных документов Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1
5.6. Современные тенденции в практике письменного делового общения Сам. работа 2 10 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Экзамен
6.1. Экзамен Экзамен 1 27 ОК-7, ОПК-9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Находятся в приложении к настоящей программе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение к рабочей программе.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. А. Козырев, В. Д. Черняк Русский язык и культура речи. Современная языковая ситуация: учебник и практикум Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.А. Юшкова, Е.Б. Берг, Ю.Б. Феденева, С.В. Панченко Культура речи и риторика для юристов: Учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E7D1C804-2178-4B65-903A-C733EC274A75
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" http://www.gramota.ru
Э2 Электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/
Э3 Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru/
Э4 http://samlib.ru/w/wagapow_a_s/russian-styles.shtml Голуб И.Б. Русский язык и культура речи) http://modernlib.ru/books/kollektiv
Э5 Электронный курс по дисциплине в ЭИОС MOODLE - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2373 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке
Темы практических занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, предложенные задания, представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится решению практических заданий.
Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать рекомендованную литературу, используя электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы. После изучения теоретических вопросов, решения практических заданий следует выполнить тест.
Таким образом, организационные формы обучения включают в себя:
• контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.