МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет предпринимательство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_Э-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. экон. наук, доцент, Вдовкина Елена Геннадьевна

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Селиверстов Сергей Иванович

Рабочая программа дисциплины
Интернет предпринимательство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, Юдинцев А.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, Юдинцев А.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины являются формирование компетенций в области управления в интернет-сфере, понимание ключевых параметров, влияющих на развитие компании в данной области, механизмов продвижения компаний и их услуг, а так же формирования конкурентоспособного продукта для потребителя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-8 способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
ПК-10 способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- практические аспекты организации работы предприятия в интернет-сфере
- специфику потребительского поведения и маркетинговых аспектов интернет-предпринимательства
- основные бизнес-модели компаний, работающих в интернет-сфере
- инструменты исследования и анализа рынка, принятия решений в управлении операционной деятельности интернет-предприятия
- модели и инструментарий предпринимателя применительно к предприятиям, работающим в интернет-сфере
- особенности процесса создания жизнеспособного стартапа
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления
- использовать методы, приемы, инструментарий создания интернет-компании
- осуществлять сбор данных, как в полевых условиях, так и из основных источников социально- экономической информации: отчетности организаций различных форм собственности, ведомств и т.д., баз данных, журналов, и др., анализ и бработку этих данных
- представлять результаты проведенного исследования в виде отчета по консультационному проекту в сфере менеджмента
- разрабатывать корпоративную стратегию, стратегию бизнеса и функциональные стратегии организации
- порождать принципиально новые идеи и продукты, обладать креативностью, инициативностью
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- начальным уровнем знаний навыков принятия организационно-управленческих решений в области интернет -предпринимательства
- достаточным уровнем знаний и навыков использования возможностей формирования устойчивых конкурентных преимуществ компаний в интернет-сфере
- высоким уровнем знаний и навыков, позволяющих находить и оценивать новые рыночные возможности, формировать и оценивать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания нового бизнеса
- стратегическим инструментарием и современными технологиями в области интернет-предпринимательства начального уровня
- методами планирования и оценки результатов предпринимательской деятельности в интернет-сфере достаточного уровня
- методами планирования и оценки результатов интернет-предпринимательства и принятия решений в управлении операционной деятельностью организации на их основе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. «Организационные аспекты создания интернет-предприятия»
1.1. «Идея: источники идей для стартапа, как проверить свою идею» Кастомизация, конкурентное преимущество, масс-маркет, модель монетизации, принцип Smart&Simple, рыночная ниша, скрининг идеи, ценность продукта Практические 5 1 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. «Идея: источники идей для стартапа, как проверить свою идею» Кастомизация, конкурентное преимущество, масс-маркет, модель монетизации, принцип Smart&Simple, рыночная ниша, скрининг идеи, ценность продукта Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. «Команда стартапа. Как собрать и мотивировать команду стартапа» Причины необходимости формирования команды. Кадровый состав команды, распределение полномочий и ответственности. Методы формирования команды. Практические 5 1 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. «Команда стартапа. Как собрать и мотивировать команду стартапа» Причины необходимости формирования команды. Кадровый состав команды, распределение полномочий и ответственности. Методы формирования команды. Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. «Бизнес-модель интернет- предприятия» Lean Startup и тестирование гипотез. Бизнес‐модель и карта бизнес‐модели. Ценностное предложение. Идеальная модель роста. Практические 5 1 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. «Бизнес-модель интернет- предприятия» Lean Startup и тестирование гипотез. Бизнес‐модель и карта бизнес‐модели. Ценностное предложение. Идеальная модель роста. Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. «Оценка рыночных возможностей предприятия»
2.1. «Анализ рынка. Оценка потенциала рынка. Анализ конкурентов» Конкурентное преимущество. Матрица позиционирования. Рыночные и нерыночные конкурентные преимущества. ТАМ (Total Adressable Market). SAM (Served Available Market). SOM (Servicableand Obtainable Market). Практические 5 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. «Анализ рынка. Оценка потенциала рынка. Анализ конкурентов» Конкурентное преимущество. Матрица позиционирования. Рыночные и нерыночные конкурентные преимущества. ТАМ (Total Adressable Market). SAM (Served Available Market). SOM (Servicableand Obtainable Market). Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. «Оценка и выявление целевой аудитории проекта» Основные понятия: сегментация и выделение целевой аудитории. Потребители на высокотехнологичных рынках. Понятие ценностного предложения. Формирование ценностного предложения. Практические 5 1 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. «Оценка и выявление целевой аудитории проекта» Основные понятия: сегментация и выделение целевой аудитории. Потребители на высокотехнологичных рынках. Понятие ценностного предложения. Формирование ценностного предложения. Сам. работа 5 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. «Customer discovery и customer development. Цикл принятия новых продуктов» Боль потребителя, клиентское развитие (customer development), проблемное интервью, поиск и изучение клиентов (customer discovery), трекшн-карта, решенческое интервью, ценностное предложение. Практические 5 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. «Customer discovery и customer development. Цикл принятия новых продуктов» Боль потребителя, клиентское развитие (customer development), проблемное интервью, поиск и изучение клиентов (customer discovery), трекшн-карта, решенческое интервью, ценностное предложение. Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. «Метрики стартапа и экономика продукта»
3.1. «Финансы стартапа. Модели монетизации ценности» Виды моделей монетизации: прямые, косвенные. Выбор модели монетизации. Подписка. Фримиум. Тестирование. Полностью платный доступ (paywall). ARPU, ARPPU, APC, CPA, Profit, Payment. Амортизация, внутренняя доходность (IRR), ключевые показатели эффективности (KPI), кратность возврата инвестиций (MoM). Практические 5 1 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. «Финансы стартапа. Модели монетизации ценности» Виды моделей монетизации: прямые, косвенные. Выбор модели монетизации. Подписка. Фримиум. Тестирование. Полностью платный доступ (paywall). ARPU, ARPPU, APC, CPA, Profit, Payment. Амортизация, внутренняя доходность (IRR), ключевые показатели эффективности (KPI), кратность возврата инвестиций (MoM). Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. «Customer validation. Тестирование каналов сбыта и подготовка к масштабированию бизнеса» Воронка продаж, масштабирование, масштабируемый бизнес, минимальный жизнеспособный продукт (MVP), тестирование каналов (customer validation), трекшн‐карта, HADI–цикл. Практические 5 1 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. «Customer validation. Тестирование каналов сбыта и подготовка к масштабированию бизнеса» Воронка продаж, масштабирование, масштабируемый бизнес, минимальный жизнеспособный продукт (MVP), тестирование каналов (customer validation), трекшн‐карта, HADI–цикл. Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. «Основные источники привлечения инвестиций. Питч для инвесторов» Бизнес‐ангел, бутстреппинг, венчурные инвестиции, венчурный фонд, краудфандинг, предпосевная стадия (pre ‐seed), посевная стадия (seed). Сам. работа 5 11 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Экзамен 5 9 ОК-3, ПК-8, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Н. Жильцова [и др.] ; под общ. ред. О. Н. Жильцовой Интернет-маркетинг: учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Горфинкель В.Я. - отв. ред., Попадюк Т.Г. - отв. ред. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фомин В. И. Информационный бизнес : учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса своей специальности в АлтГУ.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. По итогам практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить практическое задание.