МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Плодородие почв

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с/х.н., Доцент, Хлуденцов Жан Геннадьевич

Рецензент(ы):
д.б.н., Профессор, Соколова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Плодородие почв

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. № 1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: Формирование необходимых теоретических знаний и практических умений, базирующихся на научных основах и методах изучения видов плодородия почв и методов его оценки
Задачи:
- изучение видов почвенного плодородия: естественного (природного), искусственного, потенциального эффективного (экономического) плодородия почвы;
- изучение связи плодородия и биологической продуктивности почв;
- изучение уровня естественного плодородия основных типов почв, их свойства;
-освоение методов оценки и приемов управления плодородием почв.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по её охране и обеспечению устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-современные методы и методики определения плодородия почв; экологически-безопасные технологии
-оптимальные параметры плодородия почв; о влиянии агрохимических показателей на плодородие почв
3.2.Уметь:
3.2.1.-дать оценку состояния плодородия почвы; понимать сущность современных проблем почвоведения, экологии
-использовать современные технологии воспроизводства плодородия почв; выполнять основные этапы работ при проведении оценки почвенного плодородия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-способностью самостоятельно вести научный поиск в почвоведении и экологии
-навыками использования современных методов анализа почвенных и растительных образцов; способностью внедрять по результатам оценки почвенного плодородия современные практические рекомендации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Плодородие почв как интегральная экологическая функция почвенного покрова.
1.1. Понятие о плодородии почв (ПП). Взаимосвязь и изменчивость экологических функций почв (эфп). Принципы целостности и соподчиненности эфп. Принципы динамичности, пространственной вариабельности и буферности эфп. Лекции 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Принципы рационального использования и охраны почв на основе учёта их экологических функций и экологических рисков:концепция экологического земледелия. Концепция гармоничного землеустройства территории. Лабораторные 3 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. История развития ПП Сам. работа 3 10 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Связь плодородия и биологической продуктивности почв.
2.1. Связь плодородия и биологической продуктивности почв. Виды почвенного плодородия. Лекции 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Связь плодородия и биологической продуктивности почв. Виды почвенного плодородия Лабораторные 3 10 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Связь плодородия и биологической продуктивности почв. Виды почвенного плодородия Сам. работа 3 10 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Факторы и условия плодородия почв. Факторы, лимитирующие плодородие почв. Методы регулирования факторов, лимитирующих почвенное плодородие. Динамика почвенного плодородия. Лекции 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Факторы и условия плодородия почв. Факторы, лимитирующие плодородие почв. Методы регулирования факторов, лимитирующих почвенное плодородие. Воспроизводство почвенного плодородия. Лабораторные 3 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Динамика почвенного плодородия. Сам. работа 3 10 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Оценка почвенного плодородия
3.1. Бонитировка почв. Современные методы оценки почвенного плодородия. Лабораторные 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Современные технологии управления плодородием почв
4.1. Управление почвенным плодородием. Воспроизводство и регулирование содержания в почвах гумуса. Лекции 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Значение эрозии в деградации почвенного покрова. Техногенное и агрогенное загрязнение почв. Химизация и мелиорация в системе управления почвенным плодородием Современная теория и методология моделирования плодородия почв. Лабораторные 3 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Теоретические основы сохранения и повышения плодородия почв Сам. работа 3 19 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
Л1.2 Глинка К.Д. Почвоведение: Учебник ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вальков В. Ф., Казеев К. Ш., Колесников С. И. Почвоведение: учеб. для вузов. М.; Ростов н/Д : Издат. центр Март, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины