МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 129
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 129 129 129 129
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Вараксин С.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Баянова Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Математика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1037)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 30.08.2019 г. № 15
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф-м.н., профессор Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 30.08.2019 г. № 15
Заведующий кафедрой д.ф-м.н., профессор Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – формирование у обучающихся представлений о месте и роли математики в современном мире, ориентация студентов на использование классических методов математики при решении задач в области фармацевтики и фармакологии;развить способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу ;готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач.
Для достижения цели ставятся задачи:
• ознакомиться с основные понятиями, идеями и методами фундаментальных разделов математики;
• научиться применять полученные знания для анализа базовых задач социальной технологии и овладеть приемами решения таких задач;
• овладеть математическими методами обработки информации, полученной в результате экспериментальных исследований или производственной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-7 готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает: основные понятия, утверждения и формулы линейной алгебры, векторной алгебры, аналитической геометрии, математического анализа, позволяющие решать простейшие математические задачи, возникающие при дальнейшем обучении и связанные с профессиональной подготовкой студентов;
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет: пользоваться простейшими методами математики в профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет: основными алгоритмами решения основных задач математики, предусмотренных программой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы линейной алгебры
1.1. Матрицы и определители. Основные понятия систем линейных уравнений. Теорема Крамера. Нахождение обратной матрицы. Решение систем линейных уравнений с помощью обратной матрицы. Метод Гаусса. Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Действия с матрицами, вычисление определителей. Практические 1 4 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Решение систем линейных уравнений по методу Крамера и с помощью обратной матрицы. Сам. работа 1 20 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Аналитическая геометрия
2.1. Прямоугольная система координат. Различные формы уравнения прямой на плоскости. Кривые второго порядка. Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.2. Прямоугольная система координат. Различные формы уравнения прямой на плоскости. Кривые второго порядка. Практические 1 6 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.3. Прямоугольная система координат. Различные формы уравнения прямой на плоскости. Кривые второго порядка. Сам. работа 1 19 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.4. Вектора в пространстве. Операции над векторами и их свойства. Уравнения прямой и плоскости в пространстве. Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.5. Вектора в пространстве. Операции над векторами и их свойства. Уравнения прямой и плоскости в пространстве. Практические 1 6 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.6. Вектора в пространстве. Операции над векторами и их свойства. Уравнения прямой и плоскости в пространстве. Сам. работа 1 18 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Предел последовательности и функции
3.1. Понятие предела функции в точке. Предел функции на бесконечности и бесконечные пределы. Предел числовой последовательности. Односторонние пределы. Простейшие и замечательные пределы. Основные теоремы о пределах. Вычисление пределов. Лекции 1 4 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.2. Нахождение предела последовательности и функции по определению. Практические 1 4 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.3. Вычисление пределов последовательностей и функций. Сам. работа 1 18 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Дифференциальное и интегральное исчисление
4.1. Понятие о производной функции. Касательная к графику. Правило Лопиталя. Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
4.2. Понятие о производной функции. Касательная к графику. Правило Лопиталя. Практические 1 4 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
4.3. Нахождение интервалов монотонности и точек экстремума. Нахождение интервалов выпуклости и точек перегиба. Частные производные. Полный дифференциал. Экстремум функции двух переменных. Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
4.4. Нахождение интервалов монотонности и точек экстремума. Нахождение интервалов выпуклости и точек перегиба. Практические 1 6 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
4.5. Нахождение интервалов монотонности и точек экстремума. Нахождение интервалов выпуклости и точек перегиба. Частные производные. Полный дифференциал. Экстремум функции двух переменных. Сам. работа 1 18 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
4.6. Неопределенные интегралы Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
4.7. Неопределенные интегралы Практические 1 6 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
4.8. Неопределенные интегралы Сам. работа 1 18 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
4.9. Определенные интегралы Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
4.10. Определенные интегралы Практические 1 6 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
4.11. Определенные интегралы Сам. работа 1 18 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
4.12. Промежуточная аттестация Экзамен 1 0 ОК-1, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств находится в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств находится в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Ю. Вдовин [и др.] Высшая математика. Стандартные задачи с основами теории: учеб. пособие для вузов СПб.: Лань, 2009 e.lanbook.com
Л1.2 В. С. Шипачев Высшая математика : : учебник М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. И. Баврин Высшая математика для химиков, биологов и медиков : учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F5706AD9-A73B-4D5B-8403-AF7BAE17294F.
Л2.2 Антонов В.И., Копелевич Ф.И. Элементарная математика для первокурсника: учебное пособие (ЭБС"Лань") "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л2.3 А.И. Назаров, И.А. Назаров Курс математики для нематематических специальностей и направлений бакалавриата : учеб. пособие Лань, 2011 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Э5 федеральный портал «Российское образование» edu.ru;
Э6 образовательный математический сайт exponenta.ru;
Э7 мир математических уравнений EqWorld
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Экзамен.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности