МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 38
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 38 38 38 38
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Вараксин С.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Баянова Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Математика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 30.08.2019 г. № 15
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф-м.н., профессор Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 30.08.2019 г. № 15
Заведующий кафедрой д.ф-м.н., профессор Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – формирование у обучающихся представлений о месте и роли математики в современном мире, ориентация студентов на использование классических методов математики при решении задач в области и социологии.
Для достижения цели ставятся задачи:
• ознакомиться с основные понятиями, идеями и методами фундаментальных разделов математики;
• научиться применять полученные знания для анализа базовых задач социальной технологии и овладеть приемами решения таких задач;
• овладеть математическими методами обработки информации, полученной в результате экспериментальных исследований или производственной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, аналитической геометрии .
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь использовать методы математического анализа, линейной алгебры, аналитической геометрии при решении типовых задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами построения математических моделей типовых задач в области сщциологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы линейной алгебры
1.1. Матрицы и определители. Основные понятия систем линейных уравнений. Теорема Крамера. Нахождение обратной матрицы. Решение систем линейных уравнений с помощью обратной матрицы. Метод Гаусса. Лекции 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Действия с матрицами, вычисление определителей. Практические 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Решение систем линейных уравнений по методу Крамера и с помощью обратной матрицы. Сам. работа 1 6 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Аналитическая геометрия
2.1. Прямоугольная система координат. Различные формы уравнения прямой на плоскости. Кривые второго порядка. Лекции 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Прямоугольная система координат. Различные формы уравнения прямой на плоскости. Кривые второго порядка. Практические 1 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Прямоугольная система координат. Различные формы уравнения прямой на плоскости. Кривые второго порядка. Сам. работа 1 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Вектора в пространстве. Операции над векторами и их свойства. Уравнения прямой и плоскости в пространстве. Лекции 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Вектора в пространстве. Операции над векторами и их свойства. Уравнения прямой и плоскости в пространстве. Практические 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Вектора в пространстве. Операции над векторами и их свойства. Уравнения прямой и плоскости в пространстве. Сам. работа 1 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Предел последовательности и функции
3.1. Понятие предела функции в точке. Предел функции на бесконечности и бесконечные пределы. Предел числовой последовательности. Односторонние пределы. Простейшие и замечательные пределы. Основные теоремы о пределах. Вычисление пределов. Лекции 1 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Нахождение предела последовательности и функции по определению. Практические 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Вычисление пределов последовательностей и функций. Сам. работа 1 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Дифференциальное исчисление
4.1. Понятие о производной функции. Касательная к графику. Правило Лопиталя. Лекции 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Понятие о производной функции. Касательная к графику. Правило Лопиталя. Практические 1 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Нахождение интервалов монотонности и точек экстремума. Нахождение интервалов выпуклости и точек перегиба. Частные производные. Полный дифференциал. Экстремум функции двух переменных. Лекции 1 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Нахождение интервалов монотонности и точек экстремума. Нахождение интервалов выпуклости и точек перегиба. Практические 1 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Нахождение интервалов монотонности и точек экстремума. Нахождение интервалов выпуклости и точек перегиба. Частные производные. Полный дифференциал. Экстремум функции двух переменных. Сам. работа 1 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Находятся в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Находятся в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кудрявцев Л.Д. Курс математического анализа в 3 т. Том 1: учебник для бакалавров М.: Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Седых И.Ю., Гребенщиков Ю.Б., Шевелев А.Ю. ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Антонов В.И., Копелевич Ф.И. Элементарная математика для первокурсника: учебное пособие (ЭБС"Лань") "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л2.2 В. С. Шипачев Высшая математика : : учебник М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Э5 федеральный портал «Российское образование» edu.ru;
Э6 образовательный математический сайт exponenta.ru;
Э7 мир математических уравнений EqWorld
Э8 математика для социологов portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.