Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.03.01. Химия |
Профиль | Общий |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_03_01_Химия-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Итого | 84 | 84 | 84 | 84 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.
1.1. | формирование у студентов активной позиции и развитие инициативы в решении разнообразных проблем возникающих в процессе анализа органических веществ, выработка умения представить анализ от пробоотбора до конечного результата как единый технологический процесс с применением современной методологии, понимания ответственности в интерпретации полученных результатов и принятия адекватных решений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
ОПК-1 | Способен анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов, наблюдений и измерений |
ОПК-2 | Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием |
ПК-1 | Способен проводить анализ качества сырья и материалов, поступающих в биотехнологическую организацию |
ПК-2 | Способен разрабатывать предложения по повышению качества получаемых биопрепаратов для растениеводства посредством замены исходного сырья |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретические основы хроматографии; - последовательность работы при идентификации хроматограмм; - стандартные методики проведения качественного и количественного анализа с помощью хроматографических методов; - свойства химических веществ и материалов, технику безопасности обращения с ними |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - подбирать условия хроматографирования; - выполнять стандартные методики проведения качественного и количественного хроматографического анализа; - идентифицировать вещества на основе результатов качественного и количественного анализа; - применять правила техники безопасности при работе в специализированных лабораториях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами регистрации хроматограмм и способами их качественной и количественной обработки; - навыками безопасного обращения с используемыми химическими веществами и материалами в специализированных лабораториях |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Хроматографические методы исследования | ||||||
1.1. | Физико-химические основы хроматографического процесса. Основные понятия и определения. Сущность и классификация методов хроматографии. Параметры удерживания. | Лекции | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.1 |
1.2. | Факторы влияющие на хроматографическое разделение веществ | Лекции | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.1 |
1.3. | Подвижные и неподвижные фазы. Твердые носители. Адсорбент. Методы нанесения НЖФ. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
1.4. | Устройство хроматографа. Система подготовки газов. Дозирующие устройства. Хроматографические колонки. Система термостатирования. Детекторы. | Лекции | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.1 |
1.5. | Критерии оценки детекторов (чувствительность, предел детектирования, линейность, инерционность, селективность). Типы детекторов и их характеристики. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
1.6. | Качественный и количественный хроматографический анализ. Методы расчета концентраций анализируемых веществ. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
1.7. | Хроматографическая лаборатория. Техника безопасности | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
1.8. | Подготовка к лабораторным работам. | Сам. работа | 7 | 21 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
1.9. | Приготовление набивных колонок. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
1.10. | Оценка качества набивных колонок. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
1.11. | Качественный анализ по параметрам удерживания. | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л2.3 |
1.12. | Количественный анализ. | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л2.3 |
1.13. | Написание отчетов по лабораторным работам. | Сам. работа | 7 | 21 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приведены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приведены в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Другов Ю.С., Зенкевич И.Г., Родин А.А. | Газохроматографическая идентификация загрязнений воздуха, воды, почвы и биосред: практ. руководство: | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вяхирев Д.А., Шушунова А.Ф. | Руководство по газовой хроматографии: учеб. пособие для вузов | М.: Высшая школа, 1987 | |
Л2.2 | Царев Н.И., Царев В.И., Катраков И.Б. | Практическая газожидкостная хроматография: учебное пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2000 | |
Л2.3 | Коренман Я.И. | Практикум по аналитической химии: Хроматографические методы анализа: учеб. пособие для вузов: | Воронеж: Б.и., 2000 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
001дК | лаборатория хроматографических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 7 посадочных мест; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (7 человек): весовой стол; весы аналитические; газовый хроматограф; модель 3700; газовый хроматограф Hewlett Packard HP 4890A; генератор водорода Хроматэк 10.400; компрессор МК-Л2; компрессор BUFAG House Master Kit Mecafer Mor; двухлинейный плоский самописец TZ 4620; центрифуга Eppendorf 5702; хроматографический микрошприц; колонки для ГЖХ, мембрана для ввода проб; лайнер; измеритель концентрации озона электрические; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. Компьютер Celeron Dual-Core E3300/2Gb/250Gb/KM/19" Acer V193WEOB |
Методические указания к самостоятельной работе Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале курса студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом получения зачета. При выполнении студентом индивидуальной работы студент может получить консультацию у преподавателя с целью снятия возможных затруднений и достижения эффективности обучения. Методические указания к лекционным занятиям При подготовке к лекции рекомендуется: - просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; - полезно просмотреть и тематику предстоящий лекции; - если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая. Методические указания к выполнению лабораторных работ Цели лабораторных занятий: - закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов; - формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ; - развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ; Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями, предъявляемыми к оформлению отчета и ответам на контрольные вопросы. В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Все работы проходят в соответствии с техникой безопасности в химической лаборатории. Методические указания к экзамену Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом конспекты лекций и презентации. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. |