Закреплена за кафедрой | Кафедра алгебры и математической логики |
---|---|
Направление подготовки | 02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 02_03_02_ФИиИТ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра алгебры и математической логики
Протокол от 30.08.2019 г. № 15
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.
1.1. | Развитие способности к разработке алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования, математических, информационных и имитационных моделей,в основе которого лежат понятия теории автоматов и формальных языков. Подготовка к восприятию новых научных фактов и гипотез в алгебраической теории автоматов и формальных языков и развитие способности понимать, совершенствовать и применять современный математический аппарат. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-3 | способностью к разработке алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования, математических, информационных и имитационных моделей, созданию информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных, тестов и средств тестирования систем и средств на соответствие стандартам и исходным требованиям |
ПК-2 | способностью понимать, совершенствовать и применять современный математический аппарат, фундаментальные концепции и системные методологии, международные и профессиональные стандарты в области информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает: основные понятия и методы теории автоматов и формальных языков, их связь с программирова-ием. Знает: основные понятия и методы теории автоматов и формальных языков. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет: использовать основные методы теории автоматов и формальных языков в области прикладного программирования. Умеет: использовать в работе основные методы, доказательства теории автоматов и формальных языков. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет: методами теории автоматов и формальных языков, используемыми в области системного и прикладного программирования, математических, информационных и имитационных моделей. Владеет: методами теории автоматов и формальных языков в профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Определение конечного автомата | ||||||
1.1. | Определение конечного автомата, способы изображения, примеры. Основные понятия алгебры: эквивалентность на множестве,фактор-множество, полугруппа, свободная полугруппа. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Определение конечного автомата, способы изображения, примеры. Основные понятия алгебры: эквивалентность на множестве,фактор-множество, полугруппа, свободная полугруппа. | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Определение конечного автомата, способы изображения, примеры. Основные понятия алгебры: эквивалентность на множестве,фактор-множество, полугруппа, свободная полугруппа. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Конгруэнция на автомате.Фактор-автомат. Примеры. Гомоморфизмы автоматов. Теорема о гомоморфизмах автоматов. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Конгруэнция на автомате.Фактор-автомат. Примеры. Гомоморфизмы автоматов. Теорема о гомоморфизмах автоматов. | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Конгруэнция на автомате.Фактор-автомат. Примеры. Гомоморфизмы автоматов. Теорема о гомоморфизмах автоматов. | Сам. работа | 5 | 5 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Эквивалентность состояний. Приведенный автомат. Теорема Хаффмана-Мили | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Эквивалентность состояний. Приведенный автомат. Теорема Хаффмана-Мили | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Эквивалентность состояний. Приведенный автомат. Теорема Хаффмана-Мили | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Различимость входных последовательностей Теорема Чена. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.11. | Различимость входных последовательностей Теорема Чена. | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.12. | Различимость входных последовательностей Теорема Чена. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.13. | Распознаваемые языки. Гомоморфизм полугрупп. Теорема о гомоморфизме полугрупп. Гомоморфизмы на конечные полугруппы и распознаваемость языков. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.14. | Теорема о гомоморфизме полугрупп. Гомоморфизмы на конечные полугруппы и распознаваемость языков. | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.15. | Теорема о гомоморфизме полугрупп. Гомоморфизмы на конечные полугруппы и распознаваемость языков. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.16. | Регулярные языки. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.17. | Регулярные языки. | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.18. | Регулярные языки. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.19. | Диаграммно представимые языки. Детерминируемые диаграммы | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.20. | Диаграммно представимые языки. Детерминируемые диаграммы | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.21. | Диаграммно представимые языки. Детерминируемые диаграммы | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.22. | Грамматики. Язык, задаваемый грамматикой. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.23. | Грамматики. Язык, задаваемый грамматикой. | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.24. | Грамматики. Язык, задаваемый грамматикой. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.25. | Исследование вопроса о совпадении возникших языков. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.26. | Исследование вопроса о совпадении возникших языков. | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.27. | Исследование вопроса о совпадении возникших языков. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.28. | промежуточная аттестация | Экзамен | 5 | 27 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М.И. Каргаполов, Мерзляков Ю.И. | Основы теории групп: учеб. пособие | СПб.: Лань, // ЭБС «Лань», 2009 | http://e.lanbook.com/book/177 |
Л1.2 | Микони С.В. | Дискретная математика для бакалавра: множества, отношения, функции, графы: | СПб.: Лань // ЭБС "Лань", 2012 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Г. Биркгоф, Т. Барти | Современная прикладная алгебра: учеб. пособие | М.: Мир, 1976 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; | |||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; | |||
Э3 | электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru. | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета; 2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»; 3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт 4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"; 5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ" |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |