МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая помощь в ситуации насилия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
д.психол.наук, зав.кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологическая помощь в ситуации насилия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, к.псх.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, к.псх.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
• обеспечить комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе формирования психологической зависимости. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц с психологической аддикцией.
• представить анализ социально-психологических изменений, связанных с психологической аддикцией.

Задачи курса:

• рассмотреть теоретико-методологические основы психологии аддикций, основы психокоррекционной работы с лицами с психологической аддикцией;
• рассмотреть основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ. психологические характеристики представителей с разными типами психологических аддикций;
• получить знания об основных путях профилактики аддиктивного поведения, а также лечения и реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами; об основных путях законодательного егулирования распространения наркотизма среди молодежи;
• освоить особенности профилактической работы с лицами с психологической аддикцией;
• должны приобрести навыки основных стратегий поведения при подозрении на употребление аддиктивных веществ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-15 способностью осуществлять диагностику проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные формы, методы и программы коррекционных мероприятий
ПК-22 способностью готовить научные отчеты, обзоры, публикации и рекомендации по результатам выполненных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О научных подходах в области психологической помощи в ситуации насилия на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа.
• должны знать основные вида насилия, цикл наслили;
• должны знать основные признаки насильственного поведения, специфику насилия в отношении детей, женщин, мужчин, пожилых людей
3.2.Уметь:
3.2.1.• должны уметь самостоятельно распознавать проявления насилия, должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков сопротивления насильственному поведению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Психологической помощи в ситуации насилия.
Должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков ненасильственного поведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическая помощь в ситуации насилия
1.1. Конфликт, насилие, жестокое обращение Лекции 9 2 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Конфликт, насилие, жестокое обращение Практические 9 2 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Насилие в семье. Исторические корни проблемы. Насиливе в отношении женщин, мужчин, пожилых людей. Практические 9 2 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Насилие в семье. Исторические корни проблемы. Насиливе в отношении женщин, мужчин, пожилых людей. Сам. работа 9 4 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Насилие в семье. Цикл наслия в семье. Психологический портрет жертвы и агрессора. Лекции 9 1 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Насилие в семье. Цикл наслия в семье. Психологический портрет жертвы и агрессора. Сам. работа 9 4 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Насилие в отношении детей Лекции 9 1 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л1.1
1.8. Физическое насилие в отношении детей Лекции 9 1 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Физическое насилие в отношении детей Практические 9 2 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Физическое насилие в отношении детей Сам. работа 9 4 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Психологическое насилие над детьми Лекции 9 1 ПК-15, ПК-22 Л2.1, Л1.1
1.12. Психологическое насилие над детьми Практические 9 0 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Психологическое насилие над детьми Сам. работа 9 4 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л1.1
1.14. Пренебрежение нуждами ребенка, как фоорма насилия Практические 9 2 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Пренебрежение нуждами ребенка, как фоорма насилия Сам. работа 9 4 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Сексуальное насилие над детьми и его последствия Лекции 9 1 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л1.1
1.17. Сексуальное насилие над детьми и его последствия Практические 9 2 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Сексуальное насилие над детьми и его последствия Сам. работа 9 6 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л1.1
1.19. Насилие на стадии свиданий Практические 9 2 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Насилие на стадии свиданий Сам. работа 9 6 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л1.1
1.21. Буллинг и моббинг Практические 9 2 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л1.1
1.22. Буллинг и моббинг Сам. работа 9 6 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л1.1
1.23. Психологическая помощь и поддержка в ситуации насилия Лекции 9 1 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.24. Психологическая помощь и поддержка в ситуации насилия Практические 9 6 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.25. Психологическая помощь и поддержка в ситуации насилия Сам. работа 9 6 ПК-15, ПК-22 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Меновщиков В. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями: М.: Смысл, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пезешкиан, Носсрат Психосоматика и позитивная психотерапия. Межкультурные и междисциплинарные аспекты на примере 40 историй болезней: Москва, 2006
Л2.2 Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/
Э2 http://e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle "Психологическая помощь в ситуации насилия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.