МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая помощь в ситуации насилия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-2- 2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Канд.психол.наук, доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
д.психол.наук, доцент, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологическая помощь в ситуации насилия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, к.псх.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, к.псх.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
• обеспечить комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе формирования психологической зависимости. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц с психологической аддикцией.
• представить анализ социально-психологических изменений, связанных с психологической аддикцией.

Задачи курса:

• рассмотреть теоретико-методологические основы психологии аддикций, основы психокоррекционной работы с лицами с психологической аддикцией;
• рассмотреть основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ. психологические характеристики представителей с разными типами психологических аддикций;
• получить знания об основных путях профилактики аддиктивного поведения, а также лечения и реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами; об основных путях законодательного егулирования распространения наркотизма среди молодежи;
• освоить особенности профилактической работы с лицами с психологической аддикцией;
• должны приобрести навыки основных стратегий поведения при подозрении на употребление аддиктивных веществ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О научных подходах в области психологической помощи в ситуации насилия на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа.
• должны знать основные вида насилия, цикл наслили;
• должны знать основные признаки насильственного поведения, специфику насилия в отношении детей, женщин, мужчин, пожилых людей
3.2.Уметь:
3.2.1.• должны уметь самостоятельно распознавать проявления насилия, должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков сопротивления насильственному поведению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Психологической помощи в ситуации насилия.
Должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков ненасильственного поведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическая помощь в ситуации насилия
1.1. Конфликт, насилие, жестокое обращение Практические 2 1 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.2. Конфликт, насилие, жестокое обращение Сам. работа 2 6 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л1.1
1.3. Насилие в семье. Исторические корни проблемы. Насиливе в отношении женщин, мужчин, пожилых людей. Практические 2 1 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л1.1
1.4. Насилие в семье. Исторические корни проблемы. Насиливе в отношении женщин, мужчин, пожилых людей. Сам. работа 2 8 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.5. Насилие в отношении детей Практические 2 1 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л1.1
1.6. Физическое насилие в отношении детей Сам. работа 2 6 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л1.1
1.7. Психологическое насилие над детьми Сам. работа 2 6 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Сексуальное насилие над детьми и его последствия Сам. работа 2 6 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л1.1
1.9. Пренебрежение нуждами ребенка, как форма насилия Сам. работа 2 6 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л1.1
1.10. Насилие на стадии свиданий Практические 2 1 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л1.1
1.11. Насилие на стадии свиданий Сам. работа 2 6 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Буллинг и моббинг Практические 2 1 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л1.1
1.13. Буллинг и моббинг Сам. работа 2 6 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Психологическая помощь и поддержка в ситуации насилия Практические 2 1 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.15. Психологическая помощь и поддержка в ситуации насилия Сам. работа 2 12 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Меновщиков В. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями: М.: Смысл, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пезешкиан, Носсрат Психосоматика и позитивная психотерапия. Межкультурные и междисциплинарные аспекты на примере 40 историй болезней: Москва, 2006
Л2.2 Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс в Moodle "Психологическая помощь в ситуации насилия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.