МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая помощь в ситуации насилия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильКоррекционная и консультативная психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_ППО-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
д.психол.наук, зав.кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологическая помощь в ситуации насилия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, к.псх.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, к.псх.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
• обеспечить комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе формирования психологической зависимости. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц с психологической аддикцией.
• представить анализ социально-психологических изменений, связанных с психологической аддикцией.

Задачи курса:

• рассмотреть теоретико-методологические основы психологии аддикций, основы психокоррекционной работы с лицами с психологической аддикцией;
• рассмотреть основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ. психологические характеристики представителей с разными типами психологических аддикций;
• получить знания об основных путях профилактики аддиктивного поведения, а также лечения и реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами; об основных путях законодательного егулирования распространения наркотизма среди молодежи;
• освоить особенности профилактической работы с лицами с психологической аддикцией;
• должны приобрести навыки основных стратегий поведения при подозрении на употребление аддиктивных веществ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О научных подходах в области психологической помощи в ситуации насилия на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа.
• должны знать основные вида насилия, цикл наслили;
• должны знать основные признаки насильственного поведения, специфику насилия в отношении детей, женщин, мужчин, пожилых людей
3.2.Уметь:
3.2.1.• должны уметь самостоятельно распознавать проявления насилия, должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков сопротивления насильственному поведению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Психологической помощи в ситуации насилия.
Должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков ненасильственного поведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическая помощь в ситуации насилия
1.1. Конфликт, насилие, жестокое обращение Лекции 5 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Конфликт, насилие, жестокое обращение Практические 5 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Насилие в семье. Исторические корни проблемы. Насиливе в отношении женщин, мужчин, пожилых людей. Практические 5 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Насилие в семье. Исторические корни проблемы. Насиливе в отношении женщин, мужчин, пожилых людей. Сам. работа 5 8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Насилие в семье. Цикл наслия в семье. Психологический портрет жертвы и агрессора. Лекции 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Насилие в семье. Цикл наслия в семье. Психологический портрет жертвы и агрессора. Сам. работа 5 8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Насилие в отношении детей Лекции 5 1 Л2.2, Л1.1
1.8. Физическое насилие в отношении детей Лекции 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Физическое насилие в отношении детей Практические 5 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Физическое насилие в отношении детей Сам. работа 5 8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Психологическое насилие над детьми Лекции 5 0 Л2.1, Л1.1
1.12. Психологическое насилие над детьми Практические 5 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Психологическое насилие над детьми Сам. работа 5 8 Л2.2, Л1.1
1.14. Пренебрежение нуждами ребенка, как фоорма насилия Практические 5 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Пренебрежение нуждами ребенка, как фоорма насилия Сам. работа 5 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Сексуальное насилие над детьми и его последствия Лекции 5 0 Л2.2, Л1.1
1.17. Сексуальное насилие над детьми и его последствия Практические 5 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Сексуальное насилие над детьми и его последствия Сам. работа 5 14 Л2.2, Л1.1
1.19. Насилие на стадии свиданий Практические 5 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Насилие на стадии свиданий Сам. работа 5 14 Л2.2, Л1.1
1.21. Буллинг и моббинг Практические 5 0 Л2.2, Л1.1
1.22. Буллинг и моббинг Сам. работа 5 14 Л2.2, Л1.1
1.23. Психологическая помощь и поддержка в ситуации насилия Лекции 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.24. Психологическая помощь и поддержка в ситуации насилия Практические 5 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.25. Психологическая помощь и поддержка в ситуации насилия Сам. работа 5 12 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.26. Итоговая аттестация по курсу Зачет 5 0

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Меновщиков В. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями: М.: Смысл, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пезешкиан, Носсрат Психосоматика и позитивная психотерапия. Межкультурные и междисциплинарные аспекты на примере 40 историй болезней: Москва, 2006
Л2.2 Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/
Э2 http://e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle "Психологическая помощь в ситуации насилия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.