МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы судебного разбирательства по уголовным делам

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_УСП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук., доцент, Якушева Т.В.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы судебного разбирательства по уголовным делам

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01(уровень магистратуры)(приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у магистров высокого уровня правосознания, способного обеспечить реализацию назначения уголовного судопроизводства; совершенствование знаний, умений и владений магистров по использованию проблемных вопросов в области судебного производства по уголовным делам; совершенствование практических навыков в проведении судебных действий по уголовным делам.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
ПК-9 способностью принимать оптимальные управленческие решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6:основные правовые проблемы теории и практики судебного производства по уголовным делам.
ПК-9:основы российской правовой культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-6:обсуждать, находить и формулировать свои убеждения, обосновывать свои выводы.
ПК-9:использовать полученные знания для осуществления в процессе правоприменительной деятельности по судебному производству, для выявления и пресечения судебных ошибок.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6:применения уголовно-процессуальных терминов, основными навыками правового анализа, сравнения важнейших правовых идеологий.
ПК-9:методами и приемами устного и письменного изложения уголовно-процессуальной терминологии при судебном производстве по уголовным делам, методикой самостоятельного изучения правовых норм, регламентирующих выявление и пресечение судебных ошибок и обобщения опубликованной и местной судебной практики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные вопросы судебного производства по угол. делам
1.1. Актуальные проблемы судебного следствия Лекции 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Проблемные вопросы исследования доказательств в суде Практические 3 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Основные понятия судебного разбирательства по угол. делам Сам. работа 3 12 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Проблемы постановления приговора
2.1. Вопросы законности обоснованности, справедливости приговора Лекции 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Оправдательный и обвинительный приговор Практические 3 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Понятие, сущность, значение и виды приговоров Сам. работа 3 12 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Проблемы особого порядка судебного разбирательства
3.1. Особенности особого порядка судебного разбирательств Лабораторные 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Особенности проведения особого порядка судебного разбирательства Практические 3 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Основания и условия применения особого порядка судебного разбирательства Сам. работа 3 10 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Особенности судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
4.1. Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних Практические 3 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетних Сам. работа 3 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Проблемы проверки приговоров и иных судебных решений
5.1. Апелляционный, кассационный и надзорный порядок рассмотрения уголовного дела: лабораторный практикум Практические 3 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции Сам. работа 3 7 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Экзамен Экзамен 3 27 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, регулирующие права и свободы человека в судебном разбирательстве.
2. Применение норм международного права, общепризнанных принципов при осуществлении правосудия по уголовным делам: право на справедливое судебное разбирательство и его защита на национальном и международном уровне, право на доступ к правосудию.
3. Международные стандарты прав человека в правовых позициях Конституционного Суда РФ.
4. Анонимные свидетели в практике Европейского Суда по правам человека и судов Российской Федерации.
5. Проблемы судебного следствия.
6. Проблемы обеспечения мер безопасности участникам судебного разбирательства.
7. Отказ прокурора от обвинения и позиция потерпевшего.
8. Проблемы соблюдения разумных сроков судебного разбирательства судами Российской Федерации.
9. Проблемные вопросы исследования доказательств в судебном следствии.
10. Вопросы допустимости доказательств в судебном разбирательстве.
11. Вопросы исследования вещественных доказательств и документов в судебном следствии.
12. Проблемы проведения вне визуального опознания.
13. Особенности содержания оправдательного приговора.
14. Виды обвинительного приговора.
15. Судебное разбирательство о применении принудительных мер медицинского характера, его отличительные черты.
16. Вопросы возобновления уголовного дела в отношении лица, к которому применена принудительная мера медицинского характера.
17. Особенности судебного следствия при апелляционном производстве.
18. Сходства и различия проверки приговоров и иных судебных решений по уголовным делам в апелляционном и кассационном порядках.
19. Значение пересмотра приговоров, определений, постановлений суда, вступивших в законную силу. Его отличия от производства в суде второй инстанции.
20. Пределы прав суда надзорной инстанции.
21. Отмена и изменение решений суда апелляционной инстанции, проблема оценки эффективности и качества правосудия по уголовным делам.
22. Соотношение производства в надзорной инстанции и возобновления производства по уголовному делу в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств
23. Реализация общих условий судебного разбирательства при рассмотрении уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства.
24. Основания и условия применения особого порядка судебного разбирательства.
25. Особенности установления обстоятельств совершенного преступления при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением.
26. Особенности постановления приговора при особом порядке судебного разбирательства и особенности его обжалования.
27. Использование видеоконференцсвязи в суде кассационной инстанции с целью обеспечения осужденному, содержащемуся под стражей, право изложить свою позицию суду.
28. Обеспечение прав личности при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
29. Пределы рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции.
30. Представление сторонами дополнительных материалов в суд кассационной инстанции. Понятие дополнительных материалов, их значение и соотношение с доказательствами.
31. Место судопроизводства для несовершеннолетних в общей системе российского уголовного судопроизводства.
32. Концепция ювенальной юстиции.
33. Реализация в УПК РФ международных правил отправления правосудия по уголовным делам несовершеннолетних.
34. Общепризнанные правила обеспечения прав несовершеннолетних, сформулированные в документах ООН.
35. Особенности предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних.
36. Основания прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия.
37. Правовое положение несовершеннолетнего подсудимого.
38. Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
39. Особенности допроса несовершеннолетнего в судебном заседании. Участие защитника и законного представителя несовершеннолетнего в судебном заседании.
40. Специфика вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего.
41. Освобождение судом несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия или направление в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
42. Особенности полномочий мирового судьи по уголовному делу частного обвинения.
43. Особенности судебного следствия при соединении в одно производство с рассмотрением встречного заявления.
44. Рассмотрение уголовного дела мировым судьей в судебном заседании.
45. Обжалование приговора и постановления мирового судьи.
46. Значение европейских стандартов для отправления правосудия.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. П. Божьева Уголовный процесс: учебник М.: Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 В.М. Лебедев,В.П. Божьев Научно-практический коммментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ: профессиональные комментарии Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/71B000B5-C66E-462B-A9E8-8D1AF720E1CF.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Ю. Вилкова [и др.] ; под общ. ред. Г. М. Резника. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации в 2 ч. Часть 1 : Учебник — М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/CC9AFD08-3F89-4787-99C1-44FE98F1A4BE.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Актуальные проблемы судебного разбирательства по уголовным делам" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Актуальные проблемы судебного разбирательства по уголовным делам" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.