МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, доцент, Беспечный Олег Васильевич

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Документоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Фундаментальная и специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области юриспруденции, способных решать сложные профессиональные задачи, связанные с применением правовых норм.
Задачами изучения дисциплины являются:
приобретение знаний о документе, его свойствах, структуре, признаках, о его роли в социальных отношениях, способах документирования;
формирование умения составлять и оформлять документы;
выработка навыков работы с документами, системами документации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, составлять юридические документы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2:основные положения, сущность и содержание основных понятий и категорий правовых дисциплин, способствующих формированию самостоятельно принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом с учетом развитого правосознания, правового мышления, правовой культуры; - законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты для принятия решения.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2:принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2: навыками анализа правоприменительной практики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы документоведения. Понятие документа
1.1. Теоретические основы документоведения. Понятие документа Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Теоретические основы документоведения. Понятие документа Практические 1 2 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Теоретические основы документоведения. Понятие документа Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Способы и средства документирования
2.1. Способы и средства документирования Лекции 1 0 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Способы и средства документирования Практические 1 2 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Способы и средства документирования Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Материальные носители документированной информации
3.1. Материальные носители документированной информации Лекции 1 0 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Материальные носители документированной информации Практические 1 0 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Материальные носители документированной информации Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Свойства и признаки документа. Классификация документов
4.1. Свойства и признаки документа. Классификация документов Лекции 1 0 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Свойства и признаки документа. Классификация документов Практические 1 0 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Свойства и признаки документа. Классификация документов Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Унифицированные системы документации
5.1. Унифицированные системы документации Лекции 1 0 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Унифицированные системы документации Практические 1 0 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Унифицированные системы документации Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Реквизиты документа
6.1. Реквизиты документа Лекции 1 0 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Реквизиты документа Практические 1 0 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Реквизиты документа Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Нормативное обеспечение в сфере документирования
7.1. Нормативное обеспечение в сфере документирования Практические 1 0 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Нормативное обеспечение в сфере документирования Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Промежуточная аттестация Зачет 1 4 ОПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Документоведение как научная дисциплина, ее связь с другими научными дисципли-нами. История возникновения и развития документоведения.
2. Нормативно-методические акты, регламентирующие создание и оформление докумен-тов.
3. Понятие документа, его признаки. Значение документа в системе управления.
4. Происхождение документа, его развитие.
5. Виды документов.
6. Функции документа.
7. Понятие документированной информации, ее свойства.
8. Информационные уровни документа.
9. Система реквизитов документа. ГОСТ Р 6.30-2003.
10. Требования к бланкам документов. Требования к оформлению реквизитов «наимено-вание организации – автора документа» и «справочные данные об организации».
11. Требования к оформлению реквизита «адресат».
12. Обозначение вида документа. Требования к оформлению даты в документе. Регистра-ционный номер документа.
13. Порядок согласования документов и оформления внутреннего и внешнего согласова-ния.
14. Порядок утверждения документов, виды утверждения.
15. Требования к оформлению подписи. Порядок подписания документов.
16. Оттиск печати как реквизит документа.
17. Отметки на документе, их значение и оформление.
18. Резолюция, ее значение. Требования, предъявляемые к резолюции.
19. Юридическая сила документа. Реквизиты, придающие документу юридическую силу.
20. Общие требования к тексту документа.
21. Системы документации. История формирования систем документации в делопроиз-водстве.
22. Современные унифицированные системы документации.
23. Унифицированная система организационно-распорядительной документации: особен-ности, состав.
24. Организационно-правовые документы: назначение, виды.
25. Требования к составлению организационно-правовых документов (уставы, положения, штатные расписания, регламенты и др.).
26. Распорядительные документы: виды, назначение.
27. Требования к составлению распорядительных документов.
28. Информационно-справочная документация: виды, назначение.
29. Требования к составлению информационно-справочных документов.
30. Документирование хода заседания коллегиального органа. Протокол: виды, порядок составления.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Доронина Л.А Документоведение: учебник и практикум для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Быкова Т.А. Документоведение: пособие к практическим занятиям: Учебное пособие : ТГУ (Национальный исследовательский Томский государственный университет), 2015 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О.А. Хазова Искусство юридического письма : М.:Юрайт, 2018 г. 4-е изд., испр. и доп. www.biblio-online.ru/book/77ACCFF9-09B4-4A15-8D83-D9ABA455F21E.
Л2.2 Муратова Н.Г., Колоков Н.А. Образцы процессуальных документов.: Судебное производство. Практическое пособие. М.:Юрайт, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru, сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru, сайт Пенсионного фонда РФ http://www.pfrf.ru и др.
Э2 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э3 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Документоведение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Документоведение" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.