МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Криминалистическая характеристика компьютерных преступлений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_УСП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук., доцент, Поляков Виталий Викторович

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Криминалистическая характеристика компьютерных преступлений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция(уровень магистратуры)(приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений об эффективном расследовании компьютерных преступлений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4: основные возможности по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4: выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4: владеть навыками отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятийный аппарат в сфере компьютерной преступности
1.1. Понятийный аппарат в сфере компьютерной преступности Практические 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятийный аппарат в сфере компьютерной преступности Сам. работа 1 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Соотношение правовых характеристик компьютерных преступлений
2.1. Соотношение правовых характеристик компьютерных преступлений Лекции 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Соотношение правовых характеристик компьютерных преступлений Практические 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Соотношение правовых характеристик компьютерных преступлений Сам. работа 1 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Предмет и объект компьютерных преступлений
3.1. Предмет и объект компьютерных преступлений Практические 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Предмет и объект компьютерных преступлений Сам. работа 1 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере компьютерной информации
4.1. Причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере компьютерной информации Сам. работа 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Особенности личности основных участников компьютерных преступлений
5.1. Причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере компьютерной информации Лабораторные 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Особенности личности основных участников компьютерных преступлений Практические 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Особенности личности основных участников компьютерных преступлений Сам. работа 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Способы и механизмы совершения компьютерных преступлений
6.1. Способы и механизмы совершения компьютерных преступлений Лекции 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Способы и механизмы совершения компьютерных преступлений Практические 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Способы и механизмы совершения компьютерных преступлений Сам. работа 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Обстановка и время совершения компьютерных преступлений
7.1. Обстановка и время совершения компьютерных преступлений Практические 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Обстановка и время совершения компьютерных преступлений Сам. работа 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Место происшествия по компьютерным преступлениям
8.1. Место происшествия по компьютерным преступлениям Практические 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Место происшествия по компьютерным преступлениям Сам. работа 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Средства совершения компьютерных преступлений
9.1. Средства совершения компьютерных преступлений Практические 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Средства совершения компьютерных преступлений Сам. работа 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Следовая картина преступлений в сфере компьютерной информации
10.1. Следовая картина преступлений в сфере компьютерной информации Практические 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
10.2. Следовая картина преступлений в сфере компьютерной информации Сам. работа 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Корреляционные взаимосвязи элементов криминалистической
11.1. Корреляционные взаимосвязи элементов криминалистической Практические 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.2. Корреляционные взаимосвязи элементов криминалистической Сам. работа 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие, сущность и виды компьютерных преступлений.
2. Понятие, сущность и значение криминалистической характеристики преступлений в сфере компьютерной информации.
3. Элементы криминалистической характеристики преступлений в сфере компьютерной информации.
4. Способ совершения компьютерных преступлений.
5. Обстановка совершения компьютерных преступлений.
6. Личность преступника.
7. Следовая картина преступлений в сфере компьютерной информации.
8. Причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере компьютерной информации.
9. Обстоятельства, препятствующие расследованию компьютерных преступлений.
10. Понятие и содержание обстоятельств, подлежащих установлению по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации и высоких технологий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Александрова И.В. КРИМИНАЛИСТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Яблоков Н.П. КРИМИНАЛИСТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филиппов А.Г. - отв. ред. ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНАЛИСТИКУ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Криминалистическая характеристика компьютерных преступлений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Криминалистическая характеристика компьютерных преступлений" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.