МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оперативно-розыскная деятельность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьУголовный процесс
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_06_01_Уголовный процесс-23-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ю.н., профессор, Давыдов С.И.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Оперативно-розыскная деятельность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №909)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н. профессор Давыдов С.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ю.н. профессор Давыдов С.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1."Цель изучения дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности":
– получение теоретических знаний о возможностях оперативно-розыскной деятельности в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений;
- усвоение студентами основных теоретических положений основ оперативно-розыскной деятельности (сущность, правовая основа и принципы);
- изучение структуры органов и субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- получение знаний об оперативно-розыскных мероприятиях, их общей характеристики и отдельных видах;
- ознакомление с содержанием оперативно-розыскной тактики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ОПК-1 владением методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ПК-1 Способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс исследования права
ПК-3 способность вносить вклад своими оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на международном и национальном уровне, в расширении границ области изучения права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1:знать методы научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции и практику их применения
ПК-1:методы исследования, используемые в области юриспруденции
ПК-2:основы планирования, разработки, реализации и корректировки комплексного процесса юридических исследований и практику их реализации
ПК-3:порядок публикации научных исследований на национальном или международном уровне
УК-1:основные современные научные достижения в юриспруденции, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2:основы проектирования и осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1:применять методы научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ПК-1:демонстрировать системное понимание в области изучения права, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области юриспруденции
ПК-2:планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс юридических исследований
ПК-3:проводить оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения права
УК-1:анализировать современные научные достижения в юриспруденции, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2:: осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1:навыки комплексного применения методологии
научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции с использованием
ПК-1:способностью демонстрировать системное понимание в области изучения права, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области юриспруденции
ПК-2:навыками планирования, разработки, реализации и корректировки комплексного процесса юридических исследований
ПК-3: Навыками оформления собственного оригинального исследования, заслуживающего публикации на национальном или международном уровне
УК-1:навыки критического анализа и оценки современных научных достижений, генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач в юриспруденции, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2:навыками осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и значение оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью
1.1. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 3 24 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности
2.1. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 3 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности
3.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Оперативно-розыскные мероприятия
4.1. Оперативно-розыскные мероприятия Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Оперативно-розыскные мероприятия Сам. работа 3 20 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Оперативно-розыскные мероприятия Практические 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности
5.1. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 3 24 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Практические 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Общая характеристика Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
2. Понятие и сущность ОРД.
3. Задачи ОРД и ее значение в борьбе с преступностью.
4. Правовая основа ОРД.
5. Принципы ОРД.
6. Органы, осуществляющие ОРД, их права и обязанности.
7. Нравственные основы ОРД.
8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
9. Понятие, виды, классификация оперативно-розыскных мероприятий. Значение ОРМ в борьбе с преступностью.
10. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
11. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.
12. Особенности подготовки и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан.
13. Опрос граждан.
14. Наведение справок.
15. Сбор образцов для сравнительного исследования.
16. Проверочная закупка.
17. Исследование предметов и документов.
18. Наблюдение.
19. Отождествление личности.
20. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
21. Контроль почтовых отправлений.
22. Прослушивание телефонных переговоров.
23. Снятие информации с технических каналов связи.
24. Оперативное внедрение.
25. Контролируемая поставка.
26. Оперативный эксперимент.
27. Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД.
28. Социальная, правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД.
29. Основные направления использования результатов ОРД.
30. Порядок представления результатов ОРД органу дознания, следователю, или в суд (Межведомственная Инструкция).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История сыскного дела в России.
2. ОРД – особый вид правоохранительной деятельности государства.
3. Соотношение понятий «раскрытие» и «расследование» преступлений.
4. Розыск без вести пропавших как задача ОРД.
5. Решения Европейского Суда по правам человека как правовая основа ОРД.
6. Обеспечение государственной тайны в ОРД.
7. Закон «О полиции» как правовая основа ОРД.
8. Международное сотрудничество оперативно-розыскных органов (Интерпол).
9. Порядок регистрации сообщений и заявлений о преступлениях (приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
Межведомственное взаимодействие оперативно-розыскных органов
10. Гласное содействие граждан оперативно-розыскным органам. Внештатные сотрудники.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Задача: В правоохранительные органы, осуществляющие ОРД, обратился гражданин, в отношении которого уголовное преследование было прекращено по п.3 ст.27 УПК РФ. В связи с актом амнистии обратившийся гражданин потребовал, в соответствии со ст.5 ФЗ “Об ОРД”, предоставить ему сведения о полученной в ходе ОРД информации.
Однако в предоставлении данной информации гражданину было отказано.
В результате обжалования отказа в ознакомлении с материалами оперативно-розыскной деятельности судья принял решение обязать орган, проводивший ОРМ, предоставить заявителю необходимые сведения.
Дайте оценку указанной ситуации.
Какие сведения в любом случае не могут быть представлены заявителю?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лапин Е.С. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для ВО: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Маркушин, А. Г. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Аврутин Ю.Е. - под общ. ред. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Белкин А. Р. ТЕОРИЯ ДОКАЗЫВАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http:// www.scopus.com Электронная база данных «Scopus»
Э2 http://elibrary.ru –Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э3 -http://elibrary.asu.ru -Электронная библиотечная система АГУ
Э4 http://www.asu.ru - Электронно-библиотечная система издательства "Лань","Университетская
Э5 www.kremlin.ru - Президент РФ, www.vsrf.ru -Верховный Суд РФ, www.ksrf.ru - Конституционный Суда РФ, www.cdep.ru - Судебного департамента, www.kraevoy.alt.sudrf. ru - Алтайский краевой суд;
Э6 http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Э7 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Оперативно-розыскная деятельность" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе установлена справочная правовая программа (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и др.).
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "Консультант Плюс";
СПС "Гарант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
401С кабинет огневой подготовки - стрелковый тир Стрелковый тренажер БОЕЦ 2.1: цельнометаллический антивандальный шкаф; сенсорный монитор 19”; встроенный ПК; контроль доступа к оружию; одновременное обучение от 1 до 6 человек; массогабаритные имитаторы оружия
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики, в том числе с использованием решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Европейского Суда по правам человека, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и др. материалов судебной практики. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
В процессе самостоятельной работы придерживайтесь следующих правил:
работайте ежедневно в одно и то же время;
принимайтесь за работу быстро, энергично, без промедления, не тратьте время на «раскачивание»;
не ждите благоприятного рабочего настроения, создавайте его усилием воли, нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения;
трудитесь сосредоточенно, внимательно, думая только о выполняемой задаче, не отвлекайтесь;
стремитесь выработать интерес даже к не интересной, но нужной работе. Нельзя работать хорошо, с интересом только по любимому предмету, а по другим предметам кое-как;
работайте с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развивайте в себе уверенность, что вы можете и должны сделать то, что запланировали;
уделяйте больше внимания трудному материалу, не обходите трудностей, преодолевайте их;
усвоенные знания, навыки и умения стремитесь применять в повседневной жизни; регулярно повторяйте усвоенное;
перед началом работы следует посмотреть, что было сделано в предыдущий раз.
Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то он будет усваиваться быстрее и доступнее.
Таким образом, самостоятельная работа студентов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно¬-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос) по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программы и основные вопросы по тематическому плану.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. Изучить применительно к теме указанные в пособии источники судебной практики и дополнить конспект. Использовать при этом рекомендуется обзоры судебной практики, публикуемые в Бюллетене Верховного Суда РФ. Особое внимание при этом следует уделять постановлениям и определениям Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека и постановлениям Пленума Верховного Суда РФ.
6. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах семинарских и практических занятиях.
7. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться представить ей, например, в виде искового заявления в суд (например, заявление о восстановлении на работе). Кроме того, студенты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
Формой итогового контроля является зачет. Для подготовки к зачету в УМК дан перечень вопросов. Зачет проводиться в устной или письменной форме. Студентам необходимо являться на зачет без опозданий всем к назначенному в расписании часу. После получения билета каждый студент готовится в течение 1 часа при письменной форме проведения зачета и в течение 30 минут при устной. В билете 2 теоретических вопроса, но ответ на них должен даваться с учетом положений действующего законодательства и практики его применения. Студенту обязательно следует акцентировать внимание на спорных положениях.
При устной форме приема зачета студенты в порядке очередности излагают ответы на вопросы полученных билетов. При этом рекомендуется соблюсти баланс во времени ответа на первый и второй вопросы билета. Общая же продолжительность ответа студента по вопросам билета не должна превышать 15 минут. По окончании ответа студента, преподаватель может задавать студенту вопросы (число которых не ограничивается). Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи зачета для данного студента заканчивается. Ему объявляется результат. Результаты письменного зачета объявляются студентам в день сдачи зачета.