МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы оперативно-розыскной деятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ю.н., профессор, Давыдов С.И.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Основы оперативно-розыскной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение теоретических знаний о возможностях оперативно-розыскной деятельности в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений;
усвоение студентами основных теоретических положений основ оперативно-розыскной деятельности (сущность, правовая основа и принципы);
изучение структуры органов и субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
получение знаний об оперативно-розыскных мероприятиях, их общей характеристики и отдельных видах;
ознакомление с содержанием оперативно-розыскной тактики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8: способностью применять теоретические знания для выявления правонарушений, своевременного реагирования и принятия необходимых мер к восстановлению нарушенных прав
ПСК-1.3: способностью к рассмотрению и разрешению дел посредством уголовного судопроизводства во всех судебных инстанциях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-8: способы иприемы выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и правонарушений; стадии расследования преступлений и иных правонарушений, их содержание и особенности;
ПСК-1.3:задачи, функции, правовое положение участников уголовного судопроизводства; законодательство, регулирующее порядок рассмотрения и разрешения уголовных дел во всех судебных инстанциях, положения постановлений пленума Верховного Суда Российской Федерации
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-8:пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;
ПСК-1.3:анализировать уголовно-правовые нормы и применять их в конкретном уголовном деле в конкретной судебной инстанции; аргументировать свою позицию по спорным вопросам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-8:навыками сбора и фиксации доказательств; методикой выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений
ПСК-1.3: навыками самостоятельного анализа правовой ситуации и применяемых к ней правовых норм; навыками принятия решений, определяющих направление уголовного судопроизводства по конкретному делу в конкретной судебной инстанции; навыками ведения судебного заседания по конкретному делу в различных судебных инстанциях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и значение оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью
1.1. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Лекции 6 2 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 6 10 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Практические 6 0 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности
2.1. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Лекции 6 0 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 6 10 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности Практические 6 0 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности
3.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности Лекции 6 0 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности Сам. работа 6 14 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности Практические 6 2 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Оперативно-розыскные мероприятия
4.1. Оперативно-розыскные мероприятия Лекции 6 0 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Оперативно-розыскные мероприятия Сам. работа 6 14 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Оперативно-розыскные мероприятия Практические 6 0 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности
5.1. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 6 14 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Практические 6 2 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Зачет Зачет 6 4 ПК-8, ПСК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Оперативно-розыскная деятельность и ее значение в защите прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств.
2. Задачи ОРД.
3. Законность, уважение прав и свобод человека и гражданина как принципы ОРД.
4. Нравственные основы ОРД.
5. Органы, осуществляющие ОРД и их права.
6. Обязанности органов, осуществляющих ОРД.
7. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.
8. Социальная и правовая защита лиц, содействующих органам, осуществляющим ОРД.
9. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
10. Правовое регулирование оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий.
11. Правовое регулирование условий для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
12. Виды, понятие оперативно-розыскных мероприятий.
13. Правовое регулирование проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
14. Порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
15. Прокурорский надзор как гарантия обеспечения законности в ОРД.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС_основы ОРД_2018.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лапин Е.С. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E34E4216-68C2-482A-9E4E-F0AAE1804F15
Л1.2 Маркушин, А. Г. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2338CF73-BCE3-48B0-AC2F-A374A88F0A1F/operativno-rozysknaya-deyatelnost
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Аврутин Ю.Е. - под общ. ред. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/03C176C9-493F-49AE-9FF6-BCFC82738A76
Л2.2 Белкин А. Р. ТЕОРИЯ ДОКАЗЫВАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/89658001-A5FA-40F8-BC26-E14D4915D798
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru, сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru, сайт Пенсионного фонда РФ http://www.pfrf.ru и др.
Э2 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э3 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Основы оперативно-розыскной деятельности" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7163
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Основы оперативно-розыскной деятельности" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.