МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особенности расследования компьютерных преступлений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_01_ПОНацБез-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Поляков В.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Особенности расследования компьютерных преступлений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1614)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 19.05.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 19.05.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать профессиональному становлению специалиста-юриста по расследованию преступлений в сфере компьютерной информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений применительно к отдельным отраслям юридической науки
ПК-2 способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства
ПСК-1.7 способностью использовать криминалистические средства и методы в обеспечении безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2:основы профессиональной деятельности
ОПК-1: основные понятия, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений
ПСК-1.7: криминалистические средства и методы
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2:анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства
ОПК-1: использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений применительно к отдельным отраслям юридической науки
ПСК-1.7: применять криминалистические средства и методы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2:основными методами квалификации и юридического анализа фактов, событий и обстоятельств
ОПК-1: методами и приемами использования полученных знаний применительно к отдельным отраслям юридической науки
ПСК-1.7: использовать криминалистические средства и методы в обеспечении безопасности личности и государства от преступных посягательств

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, виды и особенности компьютерных преступлений.
1.1. Понятие, виды и особенности компьютерных преступлений. Лекции 6 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации.
2.1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации. Лекции 6 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации. Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации. Сам. работа 6 10 ПСК-1.7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Следовая картина компьютерных преступлений
3.1. Следовая картина компьютерных преступлений Лекции 6 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Следовая картина компьютерных преступлений Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Следовая картина компьютерных преступлений Сам. работа 6 10 ПСК-1.7 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Организация расследования.
4.1. Организация расследования. Лекции 6 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
4.2. Организация расследования. Практические 6 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Организация расследования. Сам. работа 6 10 ПСК-1.7 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Следственные ситуации и их разрешение в ходе предварительного расследования.
5.1. Следственные ситуации и их разрешение в ходе предварительного расследования. Практические 6 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Следственные ситуации и их разрешение в ходе предварительного расследования. Сам. работа 6 8 ПСК-1.7 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Организация и проведение осмотра места происшествия.
6.1. Организация и проведение осмотра места происшествия. Практические 6 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
6.2. Организация и проведение осмотра места происшествия. Сам. работа 6 4 ПСК-1.7 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Осмотр средств компьютерной техники
7.1. Осмотр средств компьютерной техники Практические 6 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
7.2. Осмотр средств компьютерной техники Сам. работа 6 4 ПСК-1.7 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Производство обыска и выемки средств компьютерной техники.
8.1. Производство обыска и выемки средств компьютерной техники. Практические 6 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
8.2. Производство обыска и выемки средств компьютерной техники. Сам. работа 6 4 ПСК-1.7 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Использование специальных познаний. Судебная компьютерно-техническая экспертиза.
9.1. Использование специальных познаний. Судебная компьютерно-техническая экспертиза. Практические 6 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
9.2. Использование специальных познаний. Судебная компьютерно-техническая экспертиза. Сам. работа 6 4 ПСК-1.7 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Допрос подозреваемых, обвиняемых и свидетелей по делам о компьютерных преступлениях
10.1. Допрос подозреваемых, обвиняемых и свидетелей по делам о компьютерных преступлениях Практические 6 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
10.2. Допрос подозреваемых, обвиняемых и свидетелей по делам о компьютерных преступлениях Сам. работа 6 4 ПСК-1.7 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Судебные ситуации и их разрешение в ходе судебного следствия по компьютерным преступлениям.
11.1. Судебные ситуации и их разрешение в ходе судебного следствия по компьютерным преступлениям. Сам. работа 6 2 ПСК-1.7 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Криминалистическое предупреждение компьютерных преступлений. Меры обеспечения криминалистического предупреждения.
12.1. Криминалистическое предупреждение компьютерных преступлений. Меры обеспечения криминалистического предупреждения. Сам. работа 6 2 ПСК-1.7 Л1.1, Л2.1
12.2. Зачет Зачет 6 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие, сущность и виды компьютерных преступлений.
2. Понятие, сущность и значение криминалистической характеристики преступлений в сфере компьютерной информации.
3. Элементы криминалистической характеристики преступлений в сфере компьютерной информации.
4. Способ совершения компьютерных преступлений.
5. Обстановка совершения компьютерных преступлений.
6. Личность преступника.
7. Следовая картина преступлений в сфере компьютерной информации.
8. Причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере компьютерной информации.
9. Обстоятельства, препятствующие расследованию компьютерных преступлений.
10. Понятие и содержание обстоятельств, подлежащих установлению по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации и высоких технологий.
11. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела по компьютерному преступлению.
12. Организация и особенности проведения предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлении в сфере компьютерной информации.
13. Понятие и содержание осмотра места происшествия, проводимого по делам о преступлениях, совершенных в сфере компьютерной информации.
14. Подготовка к осмотру места происшествия по делам о преступлениях, совершенных в сфере компьютерной информации и высоких технологий.
15. Этапы осмотра места происшествия и тактические приемы его проведения.
16. Организация работы следственной группы при осмотре места происшествия.
17. Организация взаимодействия следователя, оперативных сотрудников и сотрудников других служб ОВД по раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации
18. Фиксация хода и результатов осмотра места происшествия по делам о компьютерных преступлениях. Правила изъятия и хранения предметов и следов, изъятых в ходе осмотра места происшествия.
19. Научно-технические средства, используемые в ходе осмотра места происшествия по делам о компьютерных преступлениях.
20. Следственные версии и планирование расследования по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации.
21. Следственные ситуации и их разрешение в ходе предварительного расследования компьютерных преступлений.
22. Судебные ситуации и их разрешение по компьютерным преступлениям.
23. Содержание, задачи и порядок осмотра средств компьютерной техники. Оформление хода и результатов следственного действия.
24. Тактика допроса подозреваемого в компьютерном преступлении.
25. Тактика допроса обвиняемого в совершении компьютерного преступления.
26. Тактика допроса потерпевших и свидетелей по делам о компьютерных преступлениях.
27. Использование специальных познаний при производстве расследования преступлений, совершенных в сфере компьютерной информации.
28. Понятие и содержание судебной компьютерно-технической экспертизы.
29. Содержание и структура криминалистического предупреждения компьютерных преступлений.
30. Меры обеспечения криминалистического предупреждения компьютерных преступлений.
28. Содержание, задачи и порядок осмотра средств компьютерной техники. Оформление хода и результатов следственного действия.
29. Тактика допроса подозреваемого в компьютерном преступлении.
30. Тактика допроса обвиняемого в совершении компьютерного преступления.
31. Тактика допроса потерпевших и свидетелей по делам о компьютерных преступлениях.
32. Использование специальных познаний при производстве расследования преступлений, совершенных в сфере компьютерной информации.
33. Понятие и содержание судебной компьютерно-технической экспертизы.
34. Содержание и структура криминалистического предупреждения компьютерных преступлений.
35. Меры обеспечения криминалистического предупреждения компьютерных преступлений.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Александрова И.В. КРИМИНАЛИСТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яблоков Н.П. КРИМИНАЛИСТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Особенности расследования компьютерных преступлений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Особенности расследования компьютерных преступлений" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.