МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правоохранительные органы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план40_05_01_ПОНацБез-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 72
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 72 72 72 72
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.ю.н., профессор, Давыдов С.И.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Правоохранительные органы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1614)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И. д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Давыдов С.И. д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать профессиональному становлению специалиста-юриста во всех сферах правоприменения, обеспечить усвоение студентами исходных сведений о правоохранительных органах России, которые потребуются для познания других юридических дисциплин.
Задачи изучения дисциплины:
ознакомить студентов с действующей системой правоохранительных органов РФ, задачами и целями их деятельности;
дать исходные сведения о внутреннем построении (структуре) конкретных правоохранительных органов, принципах их организации и деятельности, основных полномочиях;
показать роль и значение каждого правоохранительного органа в решении задач, связанных с охраной права в стране;
показать важность взаимодействия между правоохранительными органами в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
познакомить студентов с действующей системой правоохранительных органов зарубежных государств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
ПК-2 способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2: теоретические категории, применяемые для анализа общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования; исторические факты и закономерности развития сферы правового регулирования
ОК-5:основы психологии поведения личности
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2:выделять и систематизировать информацию о сфере правового регулирования, общественных отношениях,входящих в нее; критически оценивать полученную информацию, вне зависимости от источника
ОК-5:осуществлять устную и посменную коммуникацию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2:навыками ознакомления, фиксации, систематизации и воспроизведения информации о сфере правового регулирования, общественных отношениях, входящих в нее
ОК-5:навыками совместной выработки и принятия решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах.
1.1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах. Лекции 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.2. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах. Практические 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.3. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах. Сам. работа 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. Основные этапы развития российской судебной системы. Правосудие и его демократические принципы.
2.1. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. Основные этапы развития российской судебной системы. Правосудие и его демократические принципы. Лекции 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.2. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. Основные этапы развития российской судебной системы. Правосудие и его демократические принципы. Практические 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.3. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. Основные этапы развития российской судебной системы. Правосудие и его демократические принципы. Сам. работа 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Верховный Суд РФ. Основное, среднее звено общих судов. Военные суды
3.1. Верховный Суд РФ. Основное, среднее звено общих судов. Военные суды Лекции 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.2. Верховный Суд РФ. Основное, среднее звено общих судов. Военные суды Практические 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.3. Верховный Суд РФ. Основное, среднее звено общих судов. Военные суды Сам. работа 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Арбитражные суды и иные арбитражные органы
4.1. Арбитражные суды и иные арбитражные органы Лекции 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.2. Арбитражные суды и иные арбитражные органы Практические 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.3. Арбитражные суды и иные арбитражные органы Сам. работа 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 5. Конституционный Суд Российской Федерации
5.1. Конституционный Суд Российской Федерации Практические 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.2. Конституционный Суд Российской Федерации Сам. работа 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 6. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
6.1. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей Лекции 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
6.2. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
6.3. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей Сам. работа 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 7. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции
7.1. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
7.2. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции Практические 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 8. Прокурорский надзор и органы прокуратуры
8.1. Прокурорский надзор и органы прокуратуры Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
8.2. Прокурорский надзор и органы прокуратуры Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
8.3. Прокурорский надзор и органы прокуратуры Сам. работа 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 9. Органы обеспечения безопасности
9.1. Органы обеспечения безопасности Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
9.2. Органы обеспечения безопасности Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
9.3. Органы обеспечения безопасности Сам. работа 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 10. Органы внутренних дел РФ
10.1. Органы внутренних дел РФ Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
10.2. Органы внутренних дел РФ Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
10.3. Органы внутренних дел РФ Сам. работа 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 11. Организация выявления и расследования преступлений
11.1. Организация выявления и расследования преступлений Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
11.2. Организация выявления и расследования преступлений Сам. работа 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 12. Юридическая помощь и защита по уголовным делам, их организация. Нотариат
12.1. Юридическая помощь и защита по уголовным делам, их организация. Нотариат Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
12.2. Юридическая помощь и защита по уголовным делам, их организация. Нотариат Практические 1 0 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
12.3. Юридическая помощь и защита по уголовным делам, их организация. Нотариат Сам. работа 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 13. Негосударственные органы обеспечения правопорядка. Взаимодействие правоохранительных с другими органами
13.1. Негосударственные органы обеспечения правопорядка. Взаимодействие правоохранительных с другими органами Лекции 1 0 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
13.2. Негосударственные органы обеспечения правопорядка. Взаимодействие правоохранительных с другими органами Сам. работа 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 14. Правоохранительные органы зарубежных стран
14.1. Правоохранительные органы зарубежных стран Сам. работа 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
14.2. Экзамен Экзамен 1 36 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Правоохранительная деятельность: понятие, признаки, виды.
2. Правоохранительные органы: понятие, признаки, классификация.
3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», ее соотношение с другими юридическими дисциплинами.
4. Источники правового регулирования организации и деятельности правоохранительных органов.
5. Система правоохранительных органов РФ.
6. Понятие, сущность и признаки судебной власти.
7. Назначение и роль судебной власти в правовом государстве, ее соотношение с другими ветвями государственной власти.
8. Функции судебной власти.
9. Правосудие как основная функция судебной власти: понятие и признаки.
10. Понятие, виды судопроизводства.
11. Понятие и система принципов правосудия.
12. Принцип независимости судей и ее гарантии.
13. Принципы обеспечения права на судебную защиту, обеспечения защиты подозреваемого и обвиняемого.
14. Принцип законности в организации и деятельности судебной власти.
15. Принципы осуществления правосудия только судом и свободного доступа к правосудию.
16. Принцип гласности (открытости) судебной власти.
17. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия.
18. Принципы равенства всех перед законом и судом и охраны чести и достоинства личности.
19. Принцип состязательности и равноправия сторон перед судом.
20. Принцип презумпции невиновности.
21. Принцип национального языка судопроизводства.
22. Принципы непосредственности и устности судебного разбирательства.
23. Требования, предъявляемые к судье и кандидатам на должность судьи.
24. Порядок назначения на должность судей.
25. Порядок приостановления и прекращения судейских полномочий.
26. Понятие, структура, принципы построения судебной системы РФ.
27. Понятие и виды судебных звеньев и инстанций.
28. Первая судебная инстанция: понятие, назначение, полномочия.
29. Апелляционная судебная инстанция: понятие, назначение, полномочия.
30. Кассационная судебная инстанция: понятие, назначение, полномочия.
31. Надзорная судебная инстанция: понятие, назначение, полномочия.
32. Порядок создания судебных органов.
33. Суды общей юрисдикции: система, компетенция, полномочия.
34. Мировые судьи: место в судебной системе, компетенция, особенности правового статуса.
35. Состав, компетенция и организация деятельности районного суда.
36. Суд субъектов Российской Федерации: состав, компетенция и организация работы.
37. Верховный Суд РФ: структура, основные функции и организация деятельности.
38. Судебные коллегии Верховного Суда РФ: состав, порядок формирования, полномочия.
39. Президиум Верховного Суда РФ: состав, порядок формирования, полномочия.
40. Пленум Верховного Суда РФ: состав и полномочия.
41. Присяжные заседатели: требования к ним, роль в отправлении правосудия.
42. Военные суды: назначение, система, подсудность.
43. Система арбитражных судов РФ, их задачи и компетенция.
44. Арбитражный суд субъекта РФ: состав, компетенция и порядок деятельности.
45. Федеральный арбитражный апелляционный суд: состав, компетенция и порядок деятельности.
46. Федеральный арбитражный суд округа: состав, компетенция и порядок деятельности. 47. Верховный Суд РФ как высший орган арбитражной юстиции.
48. Состав и компетенция Конституционного Суда РФ.
49. Решения (акты) Конституционного РФ, их виды и значение.
50. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
51. Аппарат суда: состав, порядок комплектования, задачи и основные функции.
52. Организационное обеспечение деятельности судов РФ. Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
53. Органы судейского сообщества: назначение, виды, порядок формирования и функции. 54. Органы прокуратуры в РФ: система, принципы организации и деятельности.
55. Задачи, основные направления (функции) деятельности прокуратуры.
56. Прокурорский надзор: понятие, виды, акты прокурорского реагирования.
57. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и правонарушениями.
58. Государственная служба в органах прокуратуры РФ.
59. Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия.
60. Система органов внутренних дел РФ: структура, задачи и основные функции.
61. Подразделения полиции, обеспечивающие общественную безопасность: виды, задачи и компетенция.
62. Подразделения полиции, обеспечивающие борьбу с наиболее опасными преступлениями: виды, задачи и компетенция.
63. Права и обязанности (полномочия) полиции.
64. Федеральная служба безопасности РФ: задачи, принципы и основные направления деятельности.
65. Правоохранительная деятельность таможенных органов России.
66. Предварительное расследование преступлений как вид правоохранительной деятельности: общая характеристика.
67. Оперативно-розыскная деятельность как основное средство выявления и раскрытия преступлений. Органы, осуществляющие ОРД.
68. Органы дознания: понятие, виды, компетенция.
69. Органы предварительного следствия: понятие, виды, компетенция.
70. Система органов юстиции: понятие, виды, основные задачи и функции.
71. Федеральная служба исполнения наказаний РФ: назначение, структура, функции и организация деятельности.
72. Федеральная служба судебных приставов: назначение, структура, функции и организация деятельности.
73. Судебные приставы и их полномочия.
74. Понятие адвокатской деятельности. Принципы организации и деятельности адвокатуры в РФ.
75. Формы адвокатских образований.
76. Адвокатские палаты: порядок создания и функционирования.
77. Правовой статус адвоката. Порядок присвоения статуса адвоката, порядок и основания его прекращения.
78. Система и функции нотариата в РФ. Контроль за деятельностью нотариусов.
79. Организационные формы нотариата, их различия. Нотариальные палаты.
80. Правовой статус нотариуса. Основные виды нотариальных действий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. Правоохранительные органы [Электронный ресурс] : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : https://biblio-online.ru/book/pravoohranitelnye-organy-412309
Л1.2 Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы (для бакалавров): Учебник М: КноРус, 2023 e.lanbook.com
Л1.3 В. А. Байдуков [и др.] ; под ред. В. М. Бозрова. Правоохранительные органы Российской Федерации [Электронный ресурс] : : учебник для бакалавриата и специалитета М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ершов В.В. - Отв. ред., Загорский Г.И. - Отв. ред., Качалов В.И. - Отв. ред. СУД И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru, сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru, сайт Пенсионного фонда РФ http://www.pfrf.ru и др.
Э2 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э3 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Правоохранительные органы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
002С кабинет криминалистики (криминалистический полигон) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования; учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест, оборудованный макетами, наглядными пособиями, стендами, схемами, образцами предметов и орудий убийства; проектор; манекен; шкафы для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования в количестве 7 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Правоохранительные органы" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.