МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семейное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
б.с, ст. преподаватель, Працюк Н.И.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Семейное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, к.психол.н. И.А. Ральникова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Профессор, к.психол.н. И.А. Ральникова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Отношения между членами семьи существенно отличаются от других отношений, возникающих с участием физических лиц. Функции, выполняемые семьей (в частности, рождение детей, их воспитание и социализация), имеют важное для каждого человека, так как он в том или ином статусе является членом семьи, а также государственное значение, потому что сохранение этноса, а, в конечном счете, независимости требуется создание условий для рождения и социализации детей гражданами России. В связи с этим применяется специальное правовое регулирование тех семейных отношений, которые поддаются такому регулированию (отношения по регистрации и прекращению брака, супружеские отношения, родительские отношения, отношения между детьми и лицами, заменяющих родителей). Каждый человек является или был членом семьи в семейно-правовом значении, и так как отношения в семье не всегда складываются нормально, то разрешение споров между членами семьи занимает значительное место в судебной практике. Именно поэтому студент должен знать особенности семейных прав и обязанностей, их осуществление и защиту.
Основной целью изучения семейного права является обеспечение хорошего уровня знаний данной дисциплины выпускниками, что обеспечивается изучением ими общетеоретических положений и современного законодательства, обучение их умению отграничивать семейные правоотношения от иных, привитие им навыков анализировать конкретные ситуации и правильного их правового разрешения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-30 способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-30: основные положения семейного права с целью консультирования по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков; сущность и содержание понятий, категорий и институтов семейного права; правовой статус субъектов семейного права;
ПСК-4.1: положения, принципы и систему семейного права; практику применения семейного законодательства; формы и способы защиты прав субъектов семейных правоотношений в целях применения методологии сопровождения детей и подростков группы риска.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-30: оперировать понятиями и категориями семейного права; анализировать юридические факты и порожденные ими семейные отношения с целью консультирования по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков;
ПСК-4.1: анализировать, толковать и правильно применять нормы семейного права; правильно составлять и оформлять юридические документы; эффективно работать с юридической литературой; искать, систематизировать и анализировать судебную практику по семейно-правовым спорам в целях применения методологии сопровождения детей и подростков группы риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-30: использования семейно-правовой терминологии; навыки работы с правовыми актами; анализа юридических фактов, семейно-правовых норм и семейно-правовых отношений с целью консультирования по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков;
ПСК-4.1: навыки анализа правоприменительной практики в сфере семейного права; применения семейного законодательства для решения правовых проблем и коллизий в семейном праве; применения необходимых мер защиты прав субъектов семейного права в целях применения методологии сопровождения детей и подростков группы риска.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и предмет семейного права. Осуществление и защита семейных прав.
1.1. Семейное право в системе права РФ. Понятие семьи в социологии и праве. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования.Источники семейного права. Соотношение семейного и гражданского права. Лекции 2 1 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
1.2. Семейное право в системе права РФ. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования. Место семейного права в системе права. Соотношение семейного и гражданского права. Практические 2 1 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
1.3. Семейное право в системе права РФ. Понятие члена семьи в праве. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования. Место семейного права в системе права. Соотношение семейного и гражданского права. Сам. работа 2 8 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Брачные правоотношения
2.1. Основания возникновения и прекращения брачных отношений. Заключение брака: порядок и условия. Прекращение брака: основания и порядок. Расторжение брака в органах ЗАГСа. Расторжение брака в суде. Признание брака недействительным и его последствия. Лекции 2 1 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
2.2. Основания возникновения и прекращения брачных отношений. Заключение брака: порядок и условия. Прекращение брака: основания и порядок. Расторжение брака в органах ЗАГСа. Расторжение брака в суде. Признание брака недействительным и его последствия. Практические 2 1 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
2.3. Основания возникновения и прекращения брачных отношений. Заключение брака: порядок и условия. Прекращение брака: основания и порядок. Расторжение брака в органах ЗАГСа.Расторжение брака в суде. Признание брака недействительным и его последствия. Сам. работа 2 10 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Супружеские правоотношения
3.1. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Лекции 2 0 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
3.2. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Практические 2 1 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
3.3. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Сам. работа 2 10 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Родительские правоотношения
4.1. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Запись лиц, состоящих в браке, в качестве родителей ребенка. Добровольное признание отцовства. Оспаривание отцовства. Установление факта признания отцовства и факта отцовства. Содержание родительских правоотношений: личные неимущественные права детей, имущественные права детей,права несовершеннолетних родителей, права и обязанности родителей по образованию и воспитанию детей, права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.Осуществление родительских прав при совместном и раздельном проживании родителей и детей. Защита родительских прав. Ответственность родителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Лекции 2 0 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
4.2. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Запись лиц, состоящих в браке, в качестве родителей ребенка. Добровольное признание отцовства. Оспаривание отцовства. Установление факта признания отцовства и факта отцовства. Содержание родительских правоотношений: личные неимущественные права детей, имущественные права детей,права несовершеннолетних родителей, права и обязанности родителей по образованию и воспитанию детей, права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.Осуществление родительских прав при совместном и раздельном проживании родителей и детей. Защита родительских прав. Ответственность родителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Практические 2 1 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
4.3. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Запись лиц, состоящих в браке, в качестве родителей ребенка. Добровольное признание отцовства. Оспаривание отцовства. Установление факта признания отцовства и факта отцовства. Содержание родительских правоотношений: личные неимущественные права детей, имущественные права детей,права несовершеннолетних родителей, права и обязанности родителей по образованию и воспитанию детей, права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.Осуществление родительских прав при совместном и раздельном проживании родителей и детей. Защита родительских прав. Ответственность родителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Сам. работа 2 10 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Алиментные обязательства.
5.1. Алиментные обязательства родителей и детей: обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям;' Виды доходов, из которых удерживаются алименты. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. Обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей. Участие родителей в дополнительных расходах на детей. Обязанность совершеннолетних детей по содержанию родителей. Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей. Порядок взыскания алиментов: добровольный и судебный. Сроки обращения за алиментами и их присуждения. Взыскание алиментов до разрешения спора судом. Уплата алиментов при выезде за границу алиментнообязанного лица. Изменение установленного в судебном порядке размера алиментов (освобождение от их уплаты). Задолженность по алиментам: определение, меры ответственности за просрочку в оплате, источник погашения задолженности, освобождение от уплаты долга по алиментам. Обязанности организации по месту работы алиментнообязанного лица. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. Соглашение об уплате алиментов. Лекции 2 1 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
5.2. Алиментные обязательства родителей и детей: обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям;' Виды доходов, из которых удерживаются алименты. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. Обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей. Участие родителей в дополнительных расходах на детей. Обязанность совершеннолетних детей по содержанию родителей. Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей. Порядок взыскания алиментов: добровольный и судебный. Сроки обращения за алиментами и их присуждения. Взыскание алиментов до разрешения спора судом. Уплата алиментов при выезде за границу алиментнообязанного лица. Изменение установленного в судебном порядке размера алиментов (освобождение от их уплаты). Задолженность по алиментам: определение, меры ответственности за просрочку в оплате, источник погашения задолженности, освобождение от уплаты долга по алиментам. Обязанности организации по месту работы алиментнообязанного лица. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. Соглашение об уплате алиментов. Практические 2 0 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
5.3. Алиментные обязательства родителей и детей: обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям;' Виды доходов, из которых удерживаются алименты. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. Обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей. Участие родителей в дополнительных расходах на детей. Обязанность совершеннолетних детей по содержанию родителей. Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей. Порядок взыскания алиментов: добровольный и судебный. Сроки обращения за алиментами и их присуждения. Взыскание алиментов до разрешения спора судом. Уплата алиментов при выезде за границу алиментнообязанного лица. Изменение установленного в судебном порядке размера алиментов (освобождение от их уплаты). Задолженность по алиментам: определение, меры ответственности за просрочку в оплате, источник погашения задолженности, освобождение от уплаты долга по алиментам. Обязанности организации по месту работы алиментнообязанного лица. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. Соглашение об уплате алиментов. Сам. работа 2 14 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
6.1. Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи. Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Лекции 2 1 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
6.2. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи.Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Практические 2 0 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1
6.3. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи.Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Сам. работа 2 8 ПК-30, ПСК-4.1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
1. Условия и порядок заключения брака Недействительность брака.
2. Прекращение брака. Расторжение брака в органах загса.
3. Расторжение брака в судебном порядке.
4. Общая совместная собственность супругов. Собственность каждого из супругов (раздельное, индивидуальное имущество).
5. Личные неимущественные права и обязанности супругов.
6. Осуществление супругами правомочий по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом.
7. Раздел общего имущества супругов.
8. Брачный договор: понятие, форма, стороны, содержание. Прекращение и изменение брачного договора.
9. Установление происхождения детей. Установление отцовства и факта признания отцовства в судебном порядке.
10. Оспаривание отцовства и (или) материнства.
11. Права несовершеннолетних детей
12. Права и обязанности родителей. Осуществление прав отдельно проживающим родителем.
13. Лишение родительских прав: основания, порядок, последствия. Правовые последствия лишения родительских прав. Восстановление в родительских правах. Ограничения родительских прав.
14. Алиментные правоотношения родителей и детей.
15. Алиментные правоотношения супругов и бывших супругов. Алиментные правоотношения других членов семьи.
16. Порядок взыскания алиментов.
17. Опека и попечительства как форма семейного воспитания детей.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Права несовершеннолетних детей.
2. Алиментные обязательства в пользу несовершеннолетних детей.
3. Расторжение брака в органах загса и в судебном порядке.
4. Лишение родительских прав.
5. Установление отцовства.
6. Ограничение родительских прав.
7.Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
8. Порядок выявления детей, оставшихся без родительского попечения.
9. Опекунство (попечительство): понятие, основания возникновения, права и обязанности опекуна (попечителя).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Л. М. Пчелинцевой Семейное право: учебник и практикум Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/62CFD396-FE20-4F1F-8B9F-00D2C9296CCD
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Корнеева, И. Л. Семейное право: учебник и практикум Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/CEA09C75-79F2-4DD3-93A0-133D8683210F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - ЭБС «Университетская библиотека online», www.biblioclub.ru
Э2 - ЭБС издательства "Лань", e.lanbook.com
Э3 - федеральный образовательный портал "Юридическая Россия" law.edu.ru
Э4 курс в мудл Семейное право portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.

Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.