МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Применение международного права в уголовном процессе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план40_05_01_ПОНацБез-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.юрид.наук., доцент, Якушева Т.В.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Применение международного права в уголовном процессе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1614)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у магистров высокого уровня правосознания в области применения общепризнанных принципов и норм международного права в уголовном судопроизводстве; совершенствование знаний магистров уголовно-процессуального права, в частности, норм, регламентирующих порядок защиты прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве; совершенствование практических навыков в изучении решений Европейского Суда по правам человека против Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии
ОПК-2 способностью реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности
ПК-4 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности
ПСК-1.6 способностью осуществлять полномочия по расследованию уголовных дел и отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и норм международного права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2:общепризнанные принципы и нормы международного права, а также нормы уголовного материального и уголовно-процессуального права Российской Федерации и практику их применения;
ОК-4: базовые правила грамматики (на уровне морфологии и синтаксиса);
ПК-1:понятие, признаки и систему нормативно-правовых актов
ПК-9:основные теории менеджмента
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2:правильно применять общепризнанные принципы и нормы международного права и уголовно-процессуальные нормы Российской Федерации, регламентирующие порядок защиты прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве;
ОК-4:в области аудирования: воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных общественно-политических, публицистических (медийных) и прагматических текстов, относящихся к различным типам речи (сообщение, рассказ), а также выделять в них значимую / запрашиваемую информацию
ПК-1:самостоятельно разрабатывать
проекты нормативных правовых актов
ПК-9:прогнозировать последствия возможных управленческих решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2:методикой изучения общепризнанных принципов и норм международного права и уголовно-процессуальных норм, а также опубликованной судебной практики Европейского Суда по правам человека против Российской Федерации.
ОК-4:навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном деловом общении на иностранном языке;
ПК-1:юридической терминологией, необходимой для правотворческой деятельности
ПК-9:методологией проектирования управленческой деятельностью

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и виды общепризнанных принципов и норм международного права.
1.1. Понятие и виды общепризнанных принципов и норм международного права. Лекции 9 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Общепризнанные принципы и нормы международного права Практические 9 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Международные документы как источники уголовного процесса. Сам. работа 9 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Защита прав и свобод обвиняемого с позиции общепризнанных принципов и норм
2.1. Право на справедливое судебное разбирательство Лекции 9 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Досудебные гарантии права на справедливое судебное разбирательство Практические 9 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Право на доступ к правосудию Сам. работа 9 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
3.1. Право на справедливое судебное разбирательство Практические 9 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Право на судебное разбирательство в разумный срок. Практические 9 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Применение Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод по угол. Сам. работа 9 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Реализация в УПК РФ международных правил отправления правосудия по делам
4.1. Общепризнанные правила и процедуры обеспечения прав несовершеннолетних Лекции 9 4 Л1.1, Л2.1
4.2. Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних Практические 9 4 Л1.1, Л2.1
4.3. Обеспечение конфиденциальности – общепризнанный принцип судопроизводства по уголовным делам Сам. работа 9 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Практика применения норм международного права в российском уголовном процессе
5.1. Виды международно-правовой помощи: лабораторный практикум Практические 9 4 Л1.1, Л2.1
5.2. Международный и национальный механизм защиты прав на справедливое судебное разбирательство Сам. работа 9 8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие общепризнанных норм международного права, принципов и договоров Российской Федерации.
2. Конституционные положения о соотношении норм международного права и национального законодательства.
3. Европейские правовые стандарты в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Основные положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод в сфере уголовного судопроизводства.
5. Международный договор как источник уголовно-процессуального права.
6. Виды международно-правовой помощи по уголовным делам.
7. Принципы международного сотрудничества при оказании правовой помощи по уголовным делам.
8. Правовая помощь в связи с признанием и исполнением приговоров иностранных государств.
9. Общепризнанные принципы и нормы международного права, регулирующие права и свободы человека в уголовном процессе.
10. Основные положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации
11. Досудебные гарантии права обвиняемого на справедливое судебное разбирательство.
12. История развития взаимоотношений России с Советом Европы в сфере обеспечения прав человека в уголовном судопроизводстве, а также история развития соотношений международного европейского и национального права в России и СССР.
13. Международные стандарты защиты прав человека в правовых позициях Конституционного Суда РФ.
14. Международное сотрудничество правоохранительных органов России в сфере уголовного судопроизводства.
15. Общепризнанные принципы международного права
16. Право на справедливое судебное разбирательство и его защита на национальном и международном уровне.
17. Разумные сроки уголовного судопроизводства.
18. Основные положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях».
19. Право на доступ к правосудию и обязанность государства проводить эффективное предварительное расследование преступлений.
20. Право на независимый и беспристрастный суд, созданный на основании закона
21. Право на то, чтобы дело было рассмотрено гласно, на основе полного равенства и в разумные сроки.
22. Равенство сторон и право на состязательность судебного разбирательства.
23. Презумпция невиновности и право обвиняемого на защиту.
24. Право на пересмотр приговора вышестоящим судом.
25. Общепризнанные правила и процедуры обеспечения прав несовершеннолетних, сформулированные в документах ООН.
26. Реализация в УПК РФ международных правил отправления правосудия по делам несовершеннолетних.
27. Обеспечение конфиденциальности – общепризнанный принцип судопроизводства по делам несовершеннолетних.
28. Задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание для передачи его компетентному органу
29. Проблемы толкования Европейской конвенции в свете практики Европейского Суда по правам человека.
30. Регламент Европейского Суда по правам человека (процедура прохождения индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека).
31. Взаимодействие Секретариата Европейского Суда по правам человека со сторонами.
32. Составление жалобы в Европейский Суд по правам человека. Критерии приемлемости жалобы.
33. Технология подготовки решения и постановления Европейского Суда по правам человека.
34. Место и роль актов Европейского Суда по правам человека в системе российского уголовного процесса, а также их влияние на формирование европейских стандартов.
35. Решения Европейского суда по правам человека и правовая система РФ.
36. Место и роль актов Европейского Суда по правам человека в системе российского уголовного процесса , а также их влияние на формирование европейских стандартов.
37. Международные стандарты прав человека в правовых позициях Конституционного Суда РФ
38. Проблемные вопросы применения общепризнанных норм и принципов международного права в российском уголовном судопроизводстве.
39. Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ
40. Практика применения норм международного права в российском уголовном процессе
41. Процедура обращения в Комитет по правам человека
42. Проблемные вопросы при применении Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод в российском уголовном судопроизводстве
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. П. Божьева Уголовный процесс: учебник М.: Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Меньшенина, Н. Н. Международное право : учебное пособие для вузов: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Применение международного права в уголовном процессе" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Применение международного права в уголовном процессе" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.