МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Применение международного судопроизводства в судебном производстве по уголовным делам
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 64
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 64 64 64 64
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Якушева Т.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Применение международного судопроизводства в судебном производстве по уголовным делам

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Давыдов С.И.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Давыдов С.И.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов высокого уровня правосознания в области применения общепризнанных принципов и норм международного права в уголовном судопроизводстве; совершенствование знаний студентов уголовно-процессуального права, в частности, норм, регламентирующих порядок защиты прав и законных интересов личности в судебном производстве по уголовным делам; совершенствование практических навыков в изучении решений Европейского Суда по правам человека против Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6: способностью осуществлять профессиональную деятельность в сфере международно-правового сотрудничества
ПСК-1.3: способностью к рассмотрению и разрешению дел посредством уголовного судопроизводства во всех судебных инстанциях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6:основные исторические этапы развития международного сотрудничества, формы его реализации, основные направления влияния международной политики на общественнополитическую жизнь страны
ПСК-1.3:задачи, функции, правовое положение участников уголовного судопроизводства; законодательство, регулирующее порядок рассмотрения и разрешения уголовных дел во всех судебных инстанциях, положения постановлений пленума Верховного Суда Российской Федерации


3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-6:находить правильную модель поведения при международно-правовом сотрудничестве; ориентироваться в позициях России по общественно-политическим вопросам, находить необходимую информацию для самостоятельного изучения современного состояния международного сотрудничества с конкретными государствами и организациями
ПСК-1.3:анализировать уголовно-правовые нормы и применять их в конкретном уголовном деле в конкретной судебной инстанции; аргументировать свою позицию по спорным вопросам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6: навыками профессионального взаимодействия в сфере международно-правового сотрудничества
ПСК-1.3:навыками самостоятельного анализа правовой ситуации и применяемых к ней правовых норм; навыками принятия решений, определяющих направление уголовного судопроизводства по конкретному делу в конкретной судебной инстанции; навыками ведения судебного заседания по конкретному делу в различных судебных инстанциях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и виды общепризнанных принципов и норм международного права
1.1. Понятие и виды общепризнанных принципов и норм международного права. Лекции 5 0 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Общепризнанные принципы и нормы международного права Практические 5 0 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Международные документы как источники уголовного процесса. Сам. работа 5 10 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Защита прав и свобод обвиняемого с позиции общепризнанных принципов и норм
2.1. Право на справедливое судебное разбирательство Лекции 5 0 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Досудебные гарантии права на справедливое судебное разбирательство Практические 5 0 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Право на доступ к правосудию Сам. работа 5 12 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
3.1. Право на справедливое судебное разбирательство Лекции 5 0 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Право на судебное разбирательство в разумный срок. Практические 5 0 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Применение Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод по угол. Сам. работа 5 14 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Реализация в УПК РФ международных правил отправления правосудия по делам
4.1. Общепризнанные правила и процедуры обеспечения прав несовершеннолетних Лекции 5 2 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних Практические 5 0 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Обеспечение конфиденциальности – общепризнанный принцип судопроизводства по уголовным делам Сам. работа 5 14 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Особенности применения международного права в судебном производстве по уголовным делам
5.1. Виды международно-правовой помощи Практические 5 2 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Международный и национальный механизм защиты прав на справедливое судебное разбирательство Сам. работа 5 14 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Зачет Зачет 5 4 ПК-6, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие общепризнанных норм международного права, принципов и договоров Российской Федерации.
2. Конституционные положения о соотношении норм международного права и национального законодательства.
3. Европейские правовые стандарты в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Основные положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод в сфере уголовного судопроизводства.
5. Международный договор как источник уголовно-процессуального права.
6. Виды международно-правовой помощи по уголовным делам.
7. Принципы международного сотрудничества при оказании правовой помощи по уголовным делам.
8. Правовая помощь в связи с признанием и исполнением приговоров иностранных государств.
9. Общепризнанные принципы и нормы международного права, регулирующие права и свободы человека в уголовном процессе.
10. Основные положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации
11. Досудебные гарантии права обвиняемого на справедливое судебное разбирательство.
12. История развития взаимоотношений России с Советом Европы в сфере обеспечения прав человека в уголовном судопроизводстве, а также история развития соотношений международного европейского и национального права в России и СССР.
13. Международные стандарты защиты прав человека в правовых позициях Конституционного Суда РФ.
14. Международное сотрудничество правоохранительных органов России в сфере уголовного судопроизводства.
15. Общепризнанные принципы международного права
16. Право на справедливое судебное разбирательство и его защита на национальном и международном уровне.
17. Разумные сроки уголовного судопроизводства.
18. Основные положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях».
19. Право на доступ к правосудию и обязанность государства проводить эффективное предварительное расследование преступлений.
20. Право на независимый и беспристрастный суд, созданный на основании закона
21. Право на то, чтобы дело было рассмотрено гласно, на основе полного равенства и в разумные сроки.
22. Равенство сторон и право на состязательность судебного разбирательства.
23. Презумпция невиновности и право обвиняемого на защиту.
24. Право на пересмотр приговора вышестоящим судом.
25. Общепризнанные правила и процедуры обеспечения прав несовершеннолетних, сформулированные в документах ООН.
26. Реализация в УПК РФ международных правил отправления правосудия по делам несовершеннолетних.
27. Обеспечение конфиденциальности – общепризнанный принцип судопроизводства по делам несовершеннолетних.
28. Задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание для передачи его компетентному органу
29. Проблемы толкования Европейской конвенции в свете практики Европейского Суда по правам человека.
30. Регламент Европейского Суда по правам человека (процедура прохождения индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека).
31. Взаимодействие Секретариата Европейского Суда по правам человека со сторонами.
32. Составление жалобы в Европейский Суд по правам человека. Критерии приемлемости жалобы.
33. Технология подготовки решения и постановления Европейского Суда по правам человека.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Манова Н.С., Францифоров Ю.В. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/78E61E0C-B5AF-4CAF-A1FF-99D508179310
Л1.2 Булатов Б.Б. - отв. ред., Баранов А.М. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A41E4E95-D213-438D-A05C-FA6E7A3C8F77
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ракчеева П.В., Кульков В.В. - под ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. МЕТОДИКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/F70305C1-BCB9-49ED-A3E7-D965420F9CA3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru
Э2 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э3 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Применение международного судопроизводства в судебном производстве" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.