МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Производство в суде первой инстанции
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Якушева Т.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент , Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Производство в суде первой инстанции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность(уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2109 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н. профессор Давыдов С.И.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2109 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ю.н. профессор Давыдов С.И.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Производство в суде первой инстанции: формирование у студентов высокого уровня правосознания, способного обеспечить реализацию назначения уголовного судопроизводства;совершенствование знаний, умений и владений студентов по использованию проблемных вопросов в области судебного производства по уголовным делам; совершенствование практических навыков в проведении судебных действий по уголовным делам.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-24: способностью осуществлять организационное обеспечение судопроизводства
ПСК-1.6: способностью к подготовке поступивших уголовных, гражданских, административных дел к судебному разбирательству (рассмотрению дел), материалов, заявлений и жалоб к разрешению
ПСК-1.11: способностью к организации работы суда
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-24:основные понятия и принципы электронного документооборота; принципы функционирования автоматизированных информационных систем поддержки электронного документооборота и их безопасность;
ПСК-1.6:цели и задачи подготовки дела к судебному разбирательству; процессуальные нормы о подготовке дела к рассмотрению, материалов, заявлений и жалоб к разрешению; постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации и подготовке дел к судебному разбирательству;
ПСК-1.11:правила организации работы суда; правила внутреннего трудового распорядка; функции председателя суда; структуру и функции аппарата суда; функции и особенности организации деятельности судей

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-24:работать в автоматизированных информационных системах, используемых в судах, обеспечивать информационную безопасность судебной информации;
ПСК-1.6:совершать все необходимые действия по подготовке конкретного дела к судебному разбирательству (судебному рассмотрению), конкретных материалов, заявлений и жалоб к разрешению
ПСК-1.11:анализировать нормативные акты, регламентирующие деятельность суда и судьи, должностные регламенты (инструкции) сотрудников аппарата суда, мирового судьи; локальные акты судов; служебную и иную документацию; осуществлять проверку работы структурных подразделений и отдельных сотрудников аппарата суда, судьи;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-24:навыками применения методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников суда с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации автоматизированных информационных систем
ПСК-1.6:методикой проведения подготовки дел к судебному разбирательству (рассмотрению дел), материалов, заявлений и жалоб к разрешению
ПСК-1.11:навыками контроля за работой аппарата суда, отдельных сотрудников аппарата суд

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные вопросы судебного производства по угол. делам
1.1. Актуальные проблемы судебного следствия Лекции 5 2 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
1.2. Проблемные вопросы исследования доказательств в суде Практические 5 2 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
1.3. Основные понятия судебного разбирательства по угол. делам Сам. работа 5 12 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проблемы постановления приговора
2.1. Вопросы законности обоснованности, справедливости приговора Лекции 5 0 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
2.2. Оправдательный и обвинительный приговор Практические 5 2 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие , сущность, значение и виды приговоров Сам. работа 5 12 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Проблемы особого порядка судебного разбирательства
3.1. Особенности особого порядка судебного разбирательств Лекции 5 0 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
3.2. Особенности проведения особого порядка судебного разбирательства Практические 5 0 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
3.3. Основания и условия применения особого порядка судебного разбирательства Сам. работа 5 12 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Особенности судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
4.1. Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних Лекции 5 0 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
4.2. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетних Практические 5 0 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
4.3. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетних Сам. работа 5 12 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Проблемы проверки приговоров и иных судебных решений
5.1. Апелляционный, кассационный и надзорный порядок рассмотрения уголовного дела Лекции 5 0 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
5.2. Апелляционный, кассационный и надзорный порядок рассмотрения уголовного дела Практические 5 0 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
5.3. Апелляционный, кассационный и надзорный порядок рассмотрения уголовного дела Сам. работа 5 14 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1
5.4. Зачет Зачет 5 4 ПК-24, ПСК-1.6, ПСК-1.11 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, регулирующие права и свободы человека в судебном разбирательстве.
2. Применение норм международного права, общепризнанных принципов при осуществлении правосудия по уголовным делам: право на справедливое судебное разбирательство и его защита на национальном и международном уровне, право на доступ к правосудию.
3. Международные стандарты прав человека в правовых позициях Конституционного Суда РФ.
4. Анонимные свидетели в практике Европейского Суда по правам человека и судов Российской Федерации.
5. Проблемы судебного следствия.
6. Проблемы обеспечения мер безопасности участникам судебного разбирательства.
7. Отказ прокурора от обвинения и позиция потерпевшего.
8. Проблемы соблюдения разумных сроков судебного разбирательства судами Российской Федерации.
9. Проблемные вопросы исследования доказательств в судебном следствии.
10. Вопросы допустимости доказательств в судебном разбирательстве.
11. Вопросы исследования вещественных доказательств и документов в судебном следствии.
12. Проблемы проведения вне визуального опознания.
13. Особенности содержания оправдательного приговора.
14. Виды обвинительного приговора.
15. Судебное разбирательство о применении принудительных мер медицинского характера, его отличительные черты.
16. Вопросы возобновления уголовного дела в отношении лица, к которому применена принудительная мера медицинского характера.
17. Особенности судебного следствия при апелляционном производстве.
18. Сходства и различия проверки приговоров и иных судебных решений по уголовным делам в апелляционном и кассационном порядках.
19. Значение пересмотра приговоров, определений, постановлений суда, вступивших в законную силу. Его отличия от производства в суде второй инстанции.
20. Пределы прав суда надзорной инстанции.
21. Отмена и изменение решений суда апелляционной инстанции, проблема оценки эффективности и качества правосудия по уголовным делам.
22. Соотношение производства в надзорной инстанции и возобновления производства по уголовному делу в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств
23. Реализация общих условий судебного разбирательства при рассмотрении уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства.
24. Основания и условия применения особого порядка судебного разбирательства.
25. Особенности установления обстоятельств совершенного преступления при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением.
26. Особенности постановления приговора при особом порядке судебного разбирательства и особенности его обжалования.
27. Использование видеоконференцсвязи в суде кассационной инстанции с целью обеспечения осужденному, содержащемуся под стражей, право изложить свою позицию суду.
28. Обеспечение прав личности при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
29. Пределы рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции.
30. Представление сторонами дополнительных материалов в суд кассационной инстанции. Понятие дополнительных материалов, их значение и соотношение с доказательствами.
31. Место судопроизводства для несовершеннолетних в общей системе российского уголовного судопроизводства.
32. Концепция ювенальной юстиции.
33. Реализация в УПК РФ международных правил отправления правосудия по уголовным делам несовершеннолетних.
34. Общепризнанные правила обеспечения прав несовершеннолетних, сформулированные в документах ООН.
35. Особенности предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних.
36. Основания прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия.
37. Правовое положение несовершеннолетнего подсудимого.
38. Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
39. Особенности допроса несовершеннолетнего в судебном заседании. Участие защитника и законного представителя несовершеннолетнего в судебном заседании.
40. Специфика вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего.
41. Освобождение судом несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия или направление в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
42. Особенности полномочий мирового судьи по уголовному делу частного обвинения.
43. Особенности судебного следствия при соединении в одно производство с рассмотрением встречного заявления.
44. Рассмотрение уголовного дела мировым судьей в судебном заседании.
45. Обжалование приговора и постановления мирового судьи.
46. Значение европейских стандартов для отправления правосудия.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Ю. Вилкова [и др.] ; под общ. ред. Г. М. Резника. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации в 2 ч. Часть 1 : Учебник — М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/CC9AFD08-3F89-4787-99C1-44FE98F1A4BE.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 2. ДОСУДЕБНОЕ И СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D85C7F7A-A49B-4C59-87C8-386D240FA382
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru, сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru, сайт Пенсионного фонда РФ http://www.pfrf.ru и др.
Э2 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э3 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Производство в суде первой инстанции" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7117
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Производство в суде первой инстанции" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.