МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Расследование компьютерных преступлений
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, КСЭ,ТОРД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Поляков В.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Расследование компьютерных преступлений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»): утвержден Министерством образования и науки РФ «14 » декабря 2010 г. № 1763

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать профессиональному становлению специалиста-юриста по расследованию преступлений в сфере компьютерной информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10: способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-10:Знать уголовно-правовое законодательство и судебно-следственную практику по расследованию преступлений в сфере компьютерной информации, а также их криминалистическую характеристику.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-10:Уметь находить, анализировать, толковать и применять законодательные и иные нормативные акты, регулирующие сферу расследования компьютерных преступлений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-10:Иметь навыки по проведению основных следственных действий, в частности, обнаруживать, фиксировать, изымать и исследовать следы компьютерных преступлений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, виды и особенности компьютерных преступлений.
1.1. Понятие, виды и особенности компьютерных преступлений. Сам. работа 1 4 ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации.
2.1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации. Практические 1 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Следовая картина компьютерных преступлений
3.1. Следовая картина компьютерных преступлений Сам. работа 1 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Организация расследования.
4.1. Организация расследования. Сам. работа 1 6 ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Следственные ситуации и их разрешение в ходе предварительного расследования.
5.1. Следственные ситуации и их разрешение в ходе предварительного расследования. Сам. работа 1 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Организация и проведение осмотра места происшествия.
6.1. Организация и проведение осмотра места происшествия. Практические 1 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1
6.2. Организация и проведение осмотра места происшествия. Сам. работа 1 4 ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Осмотр средств компьютерной техники
7.1. Осмотр средств компьютерной техники Практические 1 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1
7.2. Осмотр средств компьютерной техники Сам. работа 1 4 ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Производство обыска и выемки средств компьютерной техники.
8.1. Производство обыска и выемки средств компьютерной техники. Практические 1 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1
8.2. Производство обыска и выемки средств компьютерной техники. Сам. работа 1 4 ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Использование специальных познаний. Судебная компьютерно-техническая экспертиза.
9.1. Использование специальных познаний. Судебная компьютерно-техническая экспертиза. Сам. работа 1 6 ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Допрос подозреваемых, обвиняемых и свидетелей по делам о компьютерных преступлениях
10.1. Допрос подозреваемых, обвиняемых и свидетелей по делам о компьютерных преступлениях Практические 1 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1
10.2. Допрос подозреваемых, обвиняемых и свидетелей по делам о компьютерных преступлениях Сам. работа 1 18 ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Судебные ситуации и их разрешение в ходе судебного следствия по компьютерным преступлениям.
11.1. Судебные ситуации и их разрешение в ходе судебного следствия по компьютерным преступлениям. Сам. работа 1 20 ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 12. Криминалистическое предупреждение компьютерных преступлений. Меры обеспечения криминалистического предупреждения.
12.1. Криминалистическое предупреждение компьютерных преступлений. Меры обеспечения криминалистического предупреждения. Лекции 1 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1
12.2. Криминалистическое предупреждение компьютерных преступлений. Меры обеспечения криминалистического предупреждения. Сам. работа 1 22 ПК-10 Л2.1, Л1.1
12.3. Зачет Зачет 1 4 ПК-10 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие, сущность и виды компьютерных преступлений.
2. Понятие, сущность и значение криминалистической характеристики преступлений в сфере компьютерной информации.
3. Элементы криминалистической характеристики преступлений в сфере компьютерной информации.
4. Способ совершения компьютерных преступлений.
5. Обстановка совершения компьютерных преступлений.
6. Личность преступника.
7. Следовая картина преступлений в сфере компьютерной информации.
8. Причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере компьютерной информации.
9. Обстоятельства, препятствующие расследованию компьютерных преступлений.
10. Понятие и содержание обстоятельств, подлежащих установлению по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации и высоких технологий.
11. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела по компьютерному преступлению.
12. Организация и особенности проведения предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлении в сфере компьютерной информации.
13. Понятие и содержание осмотра места происшествия, проводимого по делам о преступлениях, совершенных в сфере компьютерной информации.
14. Подготовка к осмотру места происшествия по делам о преступлениях, совершенных в сфере компьютерной информации и высоких технологий.
15. Этапы осмотра места происшествия и тактические приемы его проведения.
16. Организация работы следственной группы при осмотре места происшествия.
17. Организация взаимодействия следователя, оперативных сотрудников и сотрудников других служб ОВД по раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации
18. Фиксация хода и результатов осмотра места происшествия по делам о компьютерных преступлениях. Правила изъятия и хранения предметов и следов, изъятых в ходе осмотра места происшествия.
19. Научно-технические средства, используемые в ходе осмотра места происшествия по делам о компьютерных преступлениях.
20. Следственные версии и планирование расследования по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации.
21. Следственные ситуации и их разрешение в ходе предварительного расследования компьютерных преступлений.
22. Судебные ситуации и их разрешение по компьютерным преступлениям.
23. Содержание, задачи и порядок осмотра средств компьютерной техники. Оформление хода и результатов следственного действия.
24. Тактика допроса подозреваемого в компьютерном преступлении.
25. Тактика допроса обвиняемого в совершении компьютерного преступления.
26. Тактика допроса потерпевших и свидетелей по делам о компьютерных преступлениях.
27. Использование специальных познаний при производстве расследования преступлений, совершенных в сфере компьютерной информации.
28. Понятие и содержание судебной компьютерно-технической экспертизы.
29. Содержание и структура криминалистического предупреждения компьютерных преступлений.
30. Меры обеспечения криминалистического предупреждения компьютерных преступлений.
28. Содержание, задачи и порядок осмотра средств компьютерной техники. Оформление хода и результатов следственного действия.
29. Тактика допроса подозреваемого в компьютерном преступлении.
30. Тактика допроса обвиняемого в совершении компьютерного преступления.
31. Тактика допроса потерпевших и свидетелей по делам о компьютерных преступлениях.
32. Использование специальных познаний при производстве расследования преступлений, совершенных в сфере компьютерной информации.
33. Понятие и содержание судебной компьютерно-технической экспертизы.
34. Содержание и структура криминалистического предупреждения компьютерных преступлений.
35. Меры обеспечения криминалистического предупреждения компьютерных преступлений.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС Расследование КП +.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Яблоков Н.П. КРИМИНАЛИСТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/AEE9A292-B112-42B0-8525-3B6CD955F634
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филиппов А.Г. - отв. ред. ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНАЛИСТИКУ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5D797168-5D2D-4804-B145-BD8861E8E030
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Расследование компьютерных преступлений" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4477
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
401С кабинет огневой подготовки - стрелковый тир Стрелковый тренажер БОЕЦ 2.1: цельнометаллический антивандальный шкаф; сенсорный монитор 19”; встроенный ПК; контроль доступа к оружию; одновременное обучение от 1 до 6 человек; массогабаритные имитаторы оружия
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Расследование компьютерных преступлений" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.