МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Расследование преступлений против личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, КСЭ,ТОРД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Беспеный О.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Расследование преступлений против личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция(уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Спецкурс изучается магистрами дневного отделения юридического факультета АлтГУ с целью углубления и расшире-ния знаний, полученных ими в курсах уголовного процесса и криминалистики. Также целью изучения данной дисципли-ны является приобретение слушателями теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, необходимых сле-дователю, специализирующемуся на расследовании отдельных видов преступлений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5:юридические типы научного познанияпонятие и принципы методологии юридической науки современные представления о научном познании
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5:применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5:методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин, исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии, юридической науки,владеть навыками расследования отдельных видов преступлений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений
1.1. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений Лекции 1 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений Практические 1 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Организация раскрытия и расследования преступлений. Следственные версии и планирование расследования преступлений против личности.
2.1. Организация раскрытия и расследования преступлений. Следственные версии и планирование расследования преступлений против личности. Практические 1 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Организация раскрытия и расследования преступлений. Следственные версии и планирование расследования преступлений против личности. Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Первоначальные (неотложные) следственные действия по уголовным делам о преступлениях против личности.
3.1. Первоначальные (неотложные) следственные действия по уголовным делам о преступлениях против личности. Лекции 1 0 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений против личности.
4.1. Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений против личности. Практические 1 0 ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.2. Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений против личности. Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Применение специальных познаний при расследовании преступлений против личности.
5.1. Применение специальных познаний при расследовании преступлений против личности. Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Методика расследования убийств (общие положения)
6.1. Методика расследования убийств (общие положения) Практические 1 0 ПК-5 Л1.1, Л2.1
6.2. Методика расследования убийств (общие положения) Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Расследование убийств в драке.
7.1. Расследование убийств в драке. Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Расследование убийств, связанных с безвестным исчезновением потерпевшего (убийств «без трупа»).
8.1. Расследование убийств, связанных с безвестным исчезновением потерпевшего (убийств «без трупа»). Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Расследование убийств по найму.
9.1. Расследование убийств по найму. Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Методика расследования изнасилований.
10.1. Методика расследования изнасилований. Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Расследование похищений человека
11.1. Расследование похищений человека Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Расследование серийных преступлений
12.1. Расследование серийных преступлений Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Расследование «старых» дел о преступлениях против личности.
13.1. Расследование «старых» дел о преступлениях против личности. Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 14. Расследование убийства матерью новорожденного ребенка
14.1. Расследование убийства матерью новорожденного ребенка Практические 1 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
14.2. Расследование убийства матерью новорожденного ребенка Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 15. Расследование убийств, совершенных с целью завладения жильем
15.1. Расследование убийств, совершенных с целью завладения жильем Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 16. Расследование умышленного причинения тяжкого вреда здоровью
16.1. Расследование умышленного причинения тяжкого вреда здоровью Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 17. Расследование убийств, связанных с завладением автотранспортом
17.1. Расследование убийств, связанных с завладением автотранспортом Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 18. Расследование убийств, связанных с расчленением трупов
18.1. Расследование убийств, связанных с расчленением трупов Сам. работа 1 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 19. Расследование убийств в целях использования органов или тканей потерпевшего
19.1. Расследование убийств в целях использования органов или тканей потерпевшего Сам. работа 1 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 20. Расследование убийств, совершенных по мотиву кровной мести
20.1. Расследование убийств, совершенных по мотиву кровной мести Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 21. Методика расследования убийств террористического характера
21.1. Методика расследования убийств террористического характера Сам. работа 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 22. Методика поддержания государственного обвинения по уголовным делам об убийствах
22.1. Методика поддержания государственного обвинения по уголовным делам об убийствах Сам. работа 1 8 ПК-5 Л1.1, Л2.1
22.2. Зачет Зачет 1 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Криминалистическая характеристика убийств и круг обстоятельств, подлежащих установлению.
2. Типовые следственные ситуации, следственные версии и планирование расследования по делам об убийствах.
3. Проверочные действия при исчезновении человека и предположении о его убийстве.
4. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия при обнаружении трупа с признаками насильственной смерти.
5. Особенности расследования в зависимости от способа совершения убийства (с применением огнестрельного оружия; колющих, режущих или рубящих орудий; путем удушения, отравления и пр.).
6. Судебно-медицинская, криминалистическая и другие экспертизы по делам об убийствах.
7. Криминалистическая характеристика убийств при отсутствии трупа
8. Первоначальные действия и оперативно-розыскные мероприятия по делам об убийствах, связанных с отсутствием трупа
9. Построение версий и организация расследования по делам об убийствах, связанных с отсутствием трупа.
10. Особенности тактики проведения отдельных следственных действий по делам об убийствах, связанных с отсутствием трупа.
11. Особенности криминалистической характеристики убийств, скрытых инсценировками. Психология инсценирования.
12. Первоначальные следственные действия по делам об убийствах, скрытых инсценировками.
13. Выдвижение версий, планирование расследования п делам об убийствах, скрытых инсценировками.
14. Криминалистическая характеристика убийств, совершенных на сексуальной почве.
15. Типовые следственные ситуации, следственные версии и планирование расследования по делам об убийствах.
16. Криминалистическая характеристика заказных убийств. Способы подготовки, совершения и сокрытия заказных убийств.
17. Выдвижение версий о совершении преступления наемным убийцей.
18. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования.
19. Особенности тактики проведения отдельных следственных действий по делам о заказных убийствах.
20. Специфика криминалистической характеристики убийств с расчленением трупа.
21. Первоначальные следственные действия по делам об убийствах, связанных с расчленением трупа.
22. Типовая криминалистическая характеристика совершения убийства матерью новорожденного ребенка.
23. Следственные ситуации и характеристика предварительного расследования убийства матерью новорожденного ребенка по факту обнаружения трупа и его частей.
24. Типовая криминалистическая характеристика предварительного расследования, судебного рассмотрения и предотвращения убийства матерью новорожденного ребенка.
25. Следственные ситуации и характеристика предварительного расследования убийства матерью новорожденного ребенка по факту исчезновения его трупа.
26. Судебно-медицинское исследование трупов младенцев.
27. Криминалистическая характеристика причинения тяжкого вреда здоровью.
28. Криминалистическая характеристика расследования причинения тяжкого вреда здоровью.
29. Особенности возбуждения уголовного дела, обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по делам о причинении тяжкого вреда здоровью.
30. Ситуации первоначального этапа расследования и пути их разрешения по делам о причинении тяжкого вреда здоровью. Ситуации дальнейшего этапа расследования и пути их разрешения по делам о причинении тяжкого вреда здоровью.
31. Особенности тактики проведения отельных следственных действий по делам о причинении тяжкого вреда здоровью
32. Криминалистическая характеристика изнасилований и круг обстоятельств, подлежащих установлению по делам об изнасилованиях.
33. Типовые следственные ситуации, следственные версии и планирование расследования по делам об изнасилованиях.
34. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по делам об изнасилованиях.
35. Судебно-медицинская, криминалистическая, судебно-психиатрическая и другие экспертизы по делам об изнасилованиях. Специфика расследования групповых изнасилований.
36. Криминалистическая характеристика похищения человека.
37. Особенности возбуждения уголовного дел по делам о похищениях человека.
38. Первоначальный этап расследования по делам о похищениях человека.
39. Особенности тактики отдельных следственных действий по делам о похищениях человека.
40. Взаимодействие следователя с органами дознания по делам о преступлениях, связанных с похищением человека.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Александров Криминалистика : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры М.: Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Я. Драпкин [и др.] ; отв. ред. Л. Я. Драпкин. Криминалистика: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Расследование преступлений против личности" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.