МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Расследование преступлений экстремистской направленности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, КСЭ,ТОРД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старш. препод., доцент, Соколов А.С.

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Расследование преступлений экстремистской направленности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины "Расследование преступлений экстремистской направленности" являются изучение правовых и организационных основ расследования террористической и экстремисткой направленности, обеспечение системного усвоения основных положений законодательных и иных нормативных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности и государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7: способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-7:основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов уголовного и уголовно-процессуального права, относящихся к вопросам квалификации преступлений, экстремистской направленности и предварительного и судебного следствия по уголовным делам о преступлениях данной категории.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-7:оперировать юридическими понятиями и категориями в целях принятия решений и совершения юридических действий в сфере борьбы с экстремизмом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-7:анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, правоприменительной и правоохранительной практики и принятия решений и совершения юридических действий в процессе осуществления оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности в сфере борьбы с экстремизмом.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Терроризм и экстремизм: понятие,сущность, формы проявления
1.1. Терроризм и экстремизм: понятие,сущность, формы проявления Лекции 2 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Терроризм и экстремизм: понятие,сущность, формы проявления Практические 2 0 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Терроризм и экстремизм: понятие,сущность, формы проявления Сам. работа 2 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Установление причин и условий, способствовавших совершению терроризма и экстремизма
2.1. Установление причин и условий, способствовавших совершению терроризма и экстремизма Практические 2 0 ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Терроризм и экстремизм: понятие,сущность, формы проявления Сам. работа 2 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Общая методика расследования преступлений террористической и экстремистской направленности
3.1. Общая методика расследования преступлений террористической и экстремистской направленности Практические 2 0 ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.2. Общая методика расследования преступлений террористической и экстремистской направленности Сам. работа 2 10 ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Организация и тактика взаимодействия следователей и оперативных работников при расследовании преступлений
4.1. Организация и тактика взаимодействия следователей и оперативных работников при расследовании преступлений Практические 2 0 ПК-7 Л1.1, Л2.1
4.2. Организация и тактика взаимодействия следователей и оперативных работников при расследовании преступлений Сам. работа 2 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела
5.1. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела Лекции 2 0 ПК-7 Л1.1, Л2.1
5.2. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела Сам. работа 2 6 ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Типичные следственные ситуации расследования терроризма. Особенности планирования расследования
6.1. Типичные следственные ситуации расследования терроризма. Особенности планирования расследования Практические 2 0 ПК-7 Л1.1, Л2.1
6.2. Типичные следственные ситуации расследования терроризма. Особенности планирования расследования Сам. работа 2 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Допрос - как один из важных источников получения доказательств по делам о преступлениях террористической и экстремистской направленности
Раздел 8. Тактика допроса лиц, подозреваемых и особенности производства очной ставки
8.1. Тактика допроса лиц, подозреваемых и особенности производства очной ставки Сам. работа 2 10 ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Первоначальный этап расследования терроризма
9.1. Первоначальный этап расследования терроризма Практические 2 0 ПК-7 Л1.1, Л2.1
9.2. Первоначальный этап расследования терроризма Сам. работа 2 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Последующий этап расследования терроризма и экстремизма
10.1. Последующий этап расследования терроризма и экстремизма Практические 2 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
10.2. Последующий этап расследования терроризма и экстремизма Сам. работа 2 6 ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Методика расследования актов терроризма с использованием взрывных устройств
11.1. Методика расследования актов терроризма с использованием взрывных устройств Лекции 2 0 ПК-7 Л1.1, Л2.1
11.2. Методика расследования актов терроризма с использованием взрывных устройств Практические 2 0 ПК-7 Л1.1, Л2.1
11.3. Методика расследования актов терроризма с использованием взрывных устройств Сам. работа 2 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Методика расследования актов терроризма с захватом заложников
12.1. Методика расследования актов терроризма с захватом заложников Практические 2 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
12.2. Методика расследования актов терроризма с захватом заложников Сам. работа 2 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Методика расследования экстремизма
13.1. Методика расследования экстремизма Практические 2 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
13.2. Методика расследования экстремизма Сам. работа 2 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 14. Методика расследования терроризма и экстремизма в молодежной среде
14.1. Методика расследования терроризма и экстремизма в молодежной среде Практические 2 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
14.2. Методика расследования терроризма и экстремизма в молодежной среде Сам. работа 2 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 15. Особенности использования специальных знаний при расследовании терроризма и экстремизма
15.1. Особенности использования специальных знаний при расследовании терроризма и экстремизма: лабораторный практикум Практические 2 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
15.2. Особенности использования специальных знаний при расследовании терроризма и экстремизма Сам. работа 2 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
15.3. Зачет Зачет 2 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Понятие и признаки экстремизма. Виды экстремизма.
2. Международно-правовые акты о борьбе с экстремизмом и терроризмом, их характеристи-ка.
3. Этапы развития антиэкстремистского законодательства в РФ. Основные понятия антиэкс-тремистского законодательства в РФ, проблемы правовой определенности.
4. Причины и условия, способствовавшие совершению преступлений экстремистской и тер-рористической направленности.
5. Терроризм: понятие, сущность, формы проявления. Общая характеристика экстремистской преступности.
6. Особенности расследования экстремизма в молодежной среде.
7. Общая характеристика экстремистских мотивов по законодательству РФ и их правовое значение.
8. Установление причин и условий, способствовавших совершению преступлений экстреми-стской направленности.
9. Методика расследования преступлений экстремистской направленности как общая крими-налистическая методика.
10. Криминалистическая характеристика насильственных преступлений экстремистской на-правленности.
11. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела по насильственным пре-ступлениям экстремистской направленности.
12. Предмет доказывания по уголовным делам о насильственных преступлениях экстремист-ской направленности и типичные следственные ситуации расследования.
13. Типичные следственные действия при расследовании насильственных преступлений экс-тремистской направленности и тактические особенности их производства.
14. Криминалистическая характеристика личности экстремиста.
15. Лингвистическое исследование материалов при расследовании преступлений экстремистской направленности.
16. Методика расследования актов терроризма с использованием взрывных устройств.
17. Осмотр места происшествия и особенности обнаружения и фиксации вещественных доказательств при расследовании актов терроризма с использованием взрывных устройств.
18. Криминалистическая характеристика террориста-смертника.
19. Методика расследования актов терроризма, сопряженных с захватом заложников.
20. Особенности производства и назначения экспертиз при расследовании преступлений по уголовным делам террористической направленности.
21. Основные судебные экспертизы, проводимые при расследовании преступлений экстремистской направленности.
22. Общая характеристика судебного разбирательства уголовных дел о насильственных пре-ступлениях экстремистской направленности.
23. Методика по поддержанию государственного обвинения по насильственным преступле-ниям экстремистской направленности.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Александров Криминалистика в 5 т. Том 5. Методика расследования преступлений: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры М.: Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/kriminalistika-v-5-t-tom-5-metodika-rassledovaniya-prestupleniy-425018
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Драпкин Л.Я. - отв. ред. КРИМИНАЛИСТИКА В 3 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DB9674E1-1843-4EE2-8AA2-BFA753E427CF
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Расследование преступлений экстремистской направленности " реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.