МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, КСЭ,ТОРД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент , Кирюшина Л.Ю.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними

разработана в соответствии с ФГОС:
Разработана в соответствии с ФГОС: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»): утвержден Министерством образования и науки РФ «14» декабря 2010 г. № 1763

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1) познание и усвоение психологических особенностей несовершеннолетних, влияющих на методику расследования преступлений;
2) изучение характера и механизма преступных действий несовершеннолетних, их взаимодействие со всеми элементами криминалистической характеристики преступлений;
3) совершенствование правильного понимания нравственных аспектов деятельности представителей отдельных юридических профессий, при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними;
4) изучение особенностей тактики проведения следственных действий с участием несовершеннолетних;
5) подготовка специалиста высшей квалификации, способного на определение собственной нравственной позиции в сфере действия правового регулирования в отношении несовершеннолетних.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5:проблемы теории и практики по делам в отношении несовершеннолетних, сущность и содержание основных понятий криминалистики, уголовного процесса, правила применения технико-криминалистических средств, тактику проведения отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних, методику расследования отдельных видов преступлений. Процессуальные требования по составлению протоколов следственных действий, отдельных поручений, запросов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5:процессуально грамотно составлять документы по расследуемому уголовному делу (протоколы, поручения и т.д.) по делам несовершеннолетних. Уметь применять необходимые технические средства для составления документации по делам несовершеннолетних.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5:применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств по делам несовершеннолетних. Уметь правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению при назначении судебных экспертиз, анализировать содержание заключения эксперта, умеет применять его в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними
1.1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними Сам. работа 2 18 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проблемы построения и использования психолого-криминалистического портрета несовершеннолетних преступников
2.1. Проблемы построения и использования психолого-криминалистического портрета несовершеннолетних преступников Лекции 2 0 Л1.1, Л2.1
2.2. Проблемы построения и использования психолого-криминалистического портрета несовершеннолетних преступников Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Проблемы построения и использования психолого-криминалистического портрета несовершеннолетних преступников Сам. работа 2 18 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Особенности характеристики личности потерпевших, по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними
3.1. Особенности характеристики личности потерпевших, по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
3.2. Особенности характеристики личности потерпевших, по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними Сам. работа 2 16 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Особенности проведения следственных действий, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними
4.1. Особенности проведения следственных действий, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического (токсического) опьянения
5.1. Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического (токсического) опьянения Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
5.2. Особенности проведения следственных действий, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, в условиях противодействия предварительному расследованию
6.1. Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, в условиях противодействия предварительному расследованию Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, в условиях противодействия предварительному расследованию: лабораторный практикум Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
6.3. Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, в условиях противодействия предварительному расследованию Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.1
6.4. Зачет Зачет 2 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие криминалистической характеристики преступлений.
2. Характеристика типичных структурных элементов криминалистической характеристики преступлений, совершенных несовершеннолетними.
3. Личность несовершеннолетнего преступника как элемент криминалистической характеристики преступлений.
4. Взаимосвязь способа совершения преступления и механизма преступления, как элементов криминалистической характеристики преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
5. Назовите типовые элементы криминалистической характеристики преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
6. Взаимосвязь криминалистической характеристики преступлений с уголовно-правовой, криминологической и психологической характеристикой.
7. История разработки психолого-криминалистического портрета неизвестного преступника.
8. Методики построения психолого-криминалистического портрета неизвестного преступника.
9. Психолого-криминалистический портрет несовершеннолетних преступников. 10. Правила построения психолого-криминалистического портрета несовершеннолетнего преступника.
11. Использование данных о психолого-криминалистическом портрете при выборе тактики проведения следственных действий.
12. Влияние акцентуаций характера несовершеннолетних на тактику проведения следственных действий.
13. Психологические особенности лиц, совершивших преступления в соучастии. Особенности личности соучастников.
14. Понятие, виды и значение психологических механизмов защиты личности. 15. Влияние психологических механизмов защиты личности на несовершеннолетних преступников.
16. Общая характеристика личности потерпевших.
17. Типология потерпевших, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.
18. Использование данных о психологических особенностях малолетних и несовершеннолетних потерпевших.
19. Влияние личности потерпевших на методику расследования преступлений.
20. Этические требования, предъявляемые к личности лица, производящего предварительное расследование по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними.
21. Уголовно-процессуальные гарантии предварительного расследования по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.
22. Гендерные (полоролевые) стереотипы, влияющие на методику расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
23. Тактика проведения осмотра места происшествия по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или с их участием.
24. Основные задачи осмотра места происшествия, при расследовании насильственных и корыстных преступлений, совершенных несовершеннолетними.
25. Тактические и этические особенности проведения обыска с участием несовершеннолетних.
26. Тактические и психологические особенности проведения проверки показаний на месте.
27. Тактические особенности проведения допросов несовершеннолетних допрашиваемых.
28. Особенности проведения очной ставки с участием несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
29. Способы диагностики ложных показаний.
Понятие психологического (коммуникативного) контакта.
30. Тактические, этические и психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей.
31. Тактические приемы допроса законных представителей.
32. Проблемы взаимодействия педагога и психолога со следователем в процессе проведения допроса.
33. Проблемные вопросы участия психолога и педагога в процессе проведения следственных действий.
34. Особенности допроса несовершеннолетних преступниц, совершивших убийство новорожденного.
35. Особенности методики расследование убийств новорожденных детей, совершаемых несовершеннолетними девушками.
36. Тактические приемы допроса близких родственников девушек, совершивших убийство новорожденного.
37. Соотношение компетенции следователя, специалиста и эксперта при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
38. Следы рук и ног человека и их криминалистическое значение в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
39. Методика расследования изнасилований, совершенных группой лиц.
40. Психологические особенности несовершеннолетних потерпевших от насильственных преступлений.
41. Первоначальные следственные действия следователя при расследовании грабежей и разбойных нападений, совершенных несовершеннолетними.
42. Понятие алкогольной и наркотической зависимости.
43. Факторы риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте. Характеристика синдрома зависимости.
44. Психологические особенности личности несовершеннолетних, страдающих наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, влияющие на методику расследования данного вида преступлений.
45. Особенности мотивации лиц, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью.
46. Влияние алкогольной и наркотической зависимости на проведение следственных действий.
47. Поводы назначения судебно-психологических экспертиз, при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Понятие противодействия предварительному расследованию.
48. Виды конфликтных ситуаций, возникающие при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетни.
49. Формы и виды, способы противодействия предварительному расследованию.
50. Субъекты противодействия предварительному расследованию по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними.
51. Особенности мотивов противодействия предварительному расследованию отдельных субъектов.
52. Требования, предъявляемые к способам преодоления противодействия по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними.
53. Особенности противодействия предварительному расследованию со стороны адвоката.
54. Типичные способы противодействия предварительного расследования законных представителей и других близких родственников несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Александров Криминалистика в 5 т. Том 5. Методика расследования преступлений: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры М.: Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/kriminalistika-v-5-t-tom-5-metodika-rassledovaniya-prestupleniy-425018
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Я. Драпкин [и др.] ; отв. ред. Л. Я. Драпкин Криминалистика в 3 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B11286A7-B043-41DF-9D94-80F100276B6C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=486
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.