МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Средства защиты личности в уголовном судопроизводстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план40_05_01_ПОНацБез-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., профессор, Петухов Е.Н.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Средства защиты личности в уголовном судопроизводстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1614)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 19.05.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 19.05.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является способствование профессиональному становлению специалиста-юриста в сфере оказания юридической квалифицированной помощи гражданам с целью защиты их прав, свобод и законных интересов при производстве по уголовным делам.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета
ОПК-2 способностью реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности
ПК-3 способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации
ПСК-1.5 способностью оказывать квалифицированную юридическую помощь в целях защиты прав и интересов подозреваемых и обвиняемых в уголовном судопроизводстве
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3:законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты
ОПК-2:нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности
ОК-4:основные профессиональные задачи
ПСК-1.5:права, свободы и законные интересы человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства; способы и приемы соблюдения, реализации и защиты прав и свобод;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3:принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
ОПК-2:квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ОК-4:выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета
ПСК-1.5:соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства, защищать частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3:основными методами и приемами принятия решения и совершения юридических действий в точном соответствии с законом
ОПК-2:навыками применения нормативных правовых актов и реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ОК-4:навыками будущей профессии и способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета
ПСК-1.5: навыками принятия необходимых мер реализации и защиты прав, свобод законных интересов субъектов правоотношений; навыками аналитического исследования юридических документов по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения защиты прав личности в уголовном процессе
1.1. Общие положения защиты прав личности в уголовном процессе Лекции 9 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Общие положения защиты прав личности в уголовном процессе Практические 9 2 ПК-3, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Общие положения защиты прав личности в уголовном процессе Сам. работа 9 10 ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Уголовно-процессуальный статус как основа обеспечения прав личности
2.1. Уголовно-процессуальный статус как основа обеспечения прав личности Лекции 9 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Уголовно-процессуальный статус как основа обеспечения прав личности Практические 9 4 ПК-3, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Уголовно-процессуальный статус как основа обеспечения прав личности Сам. работа 9 6 ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Право на судебную защиту в системе гарантий прав личности. Судебный контроль
3.1. Право на судебную защиту в системе гарантий прав личности. Судебный контроль Лекции 9 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Право на судебную защиту в системе гарантий прав личности. Судебный контроль Практические 9 4 ПК-3, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Право на судебную защиту в системе гарантий прав личности. Судебный контроль Сам. работа 9 6 ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Право участников уголовного процесса на информацию и проблемы его реализации
4.1. Право участников уголовного процесса на информацию и проблемы его реализации Лекции 9 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
4.2. Право участников уголовного процесса на информацию и проблемы его реализации Практические 9 2 ПК-3, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
4.3. Право участников уголовного процесса на информацию и проблемы его реализации Сам. работа 9 6 ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Право на обжалование
5.1. Право на обжалование Лекции 9 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
5.2. Право на обжалование Практические 9 2 ПК-3, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
5.3. Право на обжалование Сам. работа 9 6 ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Иные права личности в уголовном процессе и способы их защиты
6.1. Иные права личности в уголовном процессе и способы их защиты Лекции 9 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
6.2. Иные права личности в уголовном процессе и способы их защиты: лабораторный практикум Практические 9 2 ПК-3, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
6.3. Иные права личности в уголовном процессе и способы их защиты Сам. работа 9 10 ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Права личности.
2. Конституционные и уголовно-процессуальные гарантии прав личности в уголовном судопроизводстве.
3. Взаимосвязь прав личности с целями, принципами и функциями уголовного процесса.
4. Уголовно-процессуальный статус участника уголовного процесса, понятие и значение.
5. Основания и порядок наделения лица статусом подозреваемого.
6. Основания и порядок наделения лица статусом обвиняемого.
7. Основания и порядок вступления в уголовное дело защитника.
8. Порядок и основания наделения пострадавшего от преступления статусом потерпевшего.
9. Судебная защита прав участников процесса.
10. Полномочия обвиняемого, подозреваемого, защитника, потерпевшего в доказывании.
11. Право на информацию.
12. Проблемы реализации права на информацию в ходе досудебного производства.
13. Право на обжалование действий и решений органов и лиц, осуществляющих уголовное преследование и проблемы его реализации.
14. Право на безопасность.
15. Право на возмещение вреда причиненного преступлением.
16. Проблемы реализации прав в ходе досудебного производства и в судебных стадиях процесса.
17. Реабилитация.
18. Гражданский иск в уголовном процессе.
19. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве.
20. Процессуальные издержки в уголовном процессе.
21. Ведомственный процессуальный контроль в уголовном процессе.
22. Прокурорский надзор в уголовном судопроизводстве.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Манова Н.С., Францифоров Ю.В. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Булатов Б.Б. - отв. ред., Баранов А.М. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Средства защиты личности в уголовном судопроизводстве" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Средства защиты личности в уголовном судопроизводстве" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.