МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Судебная система Российской Федерации
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 93
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
стар. препод., доцент, Суханова Л.Г.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Судебная система Российской Федерации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Судебная система Российской Федерации» –
способствовать профессиональному становлению специалиста-юриста во всех сферах правоприменения;
обеспечить усвоение студентами исходных сведений о правоохранительных органах России, которые потребуются для познания других юридических дисциплин;
ознакомить студентов с судебной деятельностью РФ, ее целями и задачами;
дать исходные сведения о внутреннем построении (структуре) судебной системы, принципах судопроизводства и полномочиях суда;
показать роль и значение суда как органа судебной власти в решении задач, связанных с охраной права в стране;
показать важность взаимодействия между судами и иными правоохранительными органами;
познакомить студентов с действующей судебной системой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-1.10: способностью к организационному обеспечению деятельности суда
ПСК-1.12: способностью участвовать в деятельности органов судейского сообщества
ПСК-1.14: готовностью соблюдать порядок прохождения государственной службы в судах, системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПСК-1.10:о содержании судебной деятельности, ее задачах, основных направлениях, а также судебном контроле за деятельностью правоохранительных органов;
ПСК-1.12:о звеньях всей судебной системы, и их структуре;
ПСК-1.14:о полномочиях суда, его состава.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПСК-1.10:находить, анализировать, толковать правовые нормы, регламентирующие деятельность судебной системы;
ПСК-1.12:учитывать специфику организационного построения судебной системы;
ПСК-1.14:применять законодательство, регулирующее построение судебной системы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПСК-1.10:использования понятийного аппарата, необходимого для дальнейшего изучения и усвоения организации и функционирования судебной системы;
ПСК-1.12:работы с законодательными актами и иными нормативными источниками, регламентирующими вопросы, связанные с формированием судебной системы РФ и ее функционированием;
ПСК-1.14:толкования законодательства, устанавливающего основы судебной системы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. Основные этапы развития российской судебной системы. Правосудие и его демократические принципы.
1.1. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. Основные этапы развития российской судебной системы. Правосудие и его демократические принципы. Лекции 3 0 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. Основные этапы развития российской судебной системы. Правосудие и его демократические принципы. Практические 3 0 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. Основные этапы развития российской судебной системы. Правосудие и его демократические принципы. Сам. работа 3 20 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Верховный Суд РФ. Основное, среднее звено общих судов. Военные суды
2.1. Верховный Суд РФ. Основное, среднее звено общих судов. Военные суды Лекции 3 0 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Верховный Суд РФ. Основное, среднее звено общих судов. Военные суды Практические 3 0 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Верховный Суд РФ. Основное, среднее звено общих судов. Военные суды Сам. работа 3 20 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Арбитражные суды и иные арбитражные органы
3.1. Арбитражные суды и иные арбитражные органы Лекции 3 0 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Арбитражные суды и иные арбитражные органы Практические 3 0 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Арбитражные суды и иные арбитражные органы Сам. работа 3 20 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Конституционный Суд Российской Федерации
4.1. Конституционный Суд Российской Федерации Лекции 3 0 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Конституционный Суд Российской Федерации Практические 3 0 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Конституционный Суд Российской Федерации Сам. работа 3 20 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
5.1. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей Лекции 3 0 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей Практические 3 0 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей Сам. работа 3 7 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции
6.1. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции Лекции 3 2 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции Практические 3 4 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции Сам. работа 3 6 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Экзамен Экзамен 3 9 ПСК-1.10, ПСК-1.12, ПСК-1.14 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие судебной власти, ее признаки.
2. Содержание понятия правосудия, его свойства.
3. Судопроизводство: понятие, признаки и виды.
4. Судебная система РФ: понятие и основы построения.
5. Демократические основы (принципы) правосудия их понятие, система и значение.
6. Реализация принципа законности при осуществления правосудия.
7. Принцип осуществление правосудия только судом.
8. Принцип презумпции невиновности.
9. Принцип независимости судей.
10. Принцип открытого (гласного) разбирательства дел в судах.
11. Принцип национального языка судопроизводства.
12. Принцип состязательности и равноправия сторон.
13. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту
14. Понятие судебного звена и судебной инстанции, их соотношение.
15. Суд апелляционной инстанции судов общей юрисдикции.
16. Суд кассационной инстанции судов общей юрисдикции.
17. Суд надзорной инстанции судов общей юрисдикции.
18. Система судов общей юрисдикции РФ.
19. Мировые судьи в российской судебной системе.
20. Порядок назначения на должность мирового судьи на территории Алтайского края.
21. Районный суд, его полномочия, место районного суда в судебной системе России.
22. Председатель районного суда, его полномочия. Организация работы районного суда.
23. Суды среднего звена федеральных судов общей юрисдикции, их полномочия, состав.
24. Председатель суда среднего звена судов общей юрисдикции, его полномочия.
25. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах.
26. Система военных судов РФ, их полномочия.
27. Верховный Суд РФ, его состав и компетенция.
28. Председатель Верховного Суда РФ, его полномочия
29. Пленум Верховного Суда РФ, его состав и полномочия.
30. Президиум Верховного Суда РФ, его состав и компетенция.
31. Судебные коллегии Верховного суда РФ, их состав и компетенция.
32. Понятие и система арбитражных судов РФ, подсудность дел арбитражному суду.
33. Арбитражные суды субъектов РФ, их состав и полномочия.
34. Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия.
35. Федеральные арбитражные суды округов, их дислокация, состав и основные полномочия.
36. Конституционный Суд РФ как орган судебной власти
37. Конституционные (уставные) суды субъектов, их полномочия, место в судебной системе РФ.
38. Понятие и значение правового статуса судей.
39. Порядок отбора кандидатов на должности федеральных судей: предпосылки и условия. Требования, предъявляемые к кандидатам.
40. Механизм наделения полномочиями федеральных судей.
41. Гарантии независимости судей.
42. Правовой статус присяжных заседателей.
43. Правовой статус арбитражных заседателей.
44. Органы судейского сообщества: общая характеристика.
45. Порядок формирования и полномочия Всероссийского съезда судей, конференций судей, Советов судей и общих собраний судей.
46. Порядок формирования и полномочия квалификационных коллегий судей.
47. Судебный департамент при Верховном Суде РФ: система, полномочия.
48. Требования, предъявляемые к кандидатам порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, суда среднего звена судов общей юрисдикции.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. Правоохранительные органы [Электронный ресурс] : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : https://biblio-online.ru/book/pravoohranitelnye-organy-412309
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Ершов [и др.] ; отв. ред. В. В. Ершов, Г. И. Загорский, В. И. Качалов. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации в 2 ч. Часть 1 1 [Электронный ресурс] : : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/44D5DC70-CAEA-4145-9CCE-F29F50F981EC
Л2.2 В. А. Байдуков [и др.] ; под ред. В. М. Бозрова. Правоохранительные органы Российской Федерации [Электронный ресурс] : : учебник для бакалавриата и специалитета М. : Издательство Юрайт, 2018
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Судебная система Российской Федерации" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5601
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Судебная система Российской Федерации" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.