МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Судебный контроль за досудебным производством

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н, доцент, Якушева Т.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Судебный контроль за досудебным производством

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины «Судебный контроль за досудебным производством» - фундаментальная и специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области юриспруденции, способных решать сложные и ответственные задачи, которые стоят перед органами предварительного расследования и суда; умеющих применять правовые нормы и обеспечивать правопорядок в сфере уголовного судопроизводства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
ПК-22 способностью обеспечивать рассмотрение дел и разрешение споров, отнесенных к компетенции судов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
ПСК-1.1 способностью осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4: виды,мхарактеристику и особенности субъектов права; формы реализации права и их особенности; правоприменительный процесс и его стадии; особенности применения права;
ПК-22:понятие судебного разбирательства как процессуальной функции и процессуальной стадии; порядок подготовки к рассмотрению дел и организации разрешения споров, отнесенных к компетенции судов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; упрощенные формы судопроизводства;
ПСК-1.1:роль и содержание конституционных и отраслевых принципов отправления правосудия, их значение для отправления правосудия.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4:реализовывать нормативные правовые акты; применять различные методы применения законодательства; содействовать субъектам права в анализе правовых последствий и возможностей;
ПК-22:организовать проведение справедливого публичного судебного разбирательства в разумный срок; провести разбирательство дела с соблюдением судебного регламент;
ПСК-1.1:неукоснительно соблюдать принципы судопроизводства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4: навыками и методикой применения законодательства;
ПК-22:навыками рассмотрения и разрешения споров, отнесенных к компетенции судов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, навыками применения упрощенных форм судопроизводства при рассмотрении дел;
ПСК-1.1:навыками осуществления полномочий по отправлению правосудия с соблюдением конституционных и отраслевых принципов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Судебный контроль понятие, цель и сущность, формы, виды, функции, пределы, особенности как вида контрольной деятельности.
1.1. Судебный контроль понятие, цель и сущность, формы, виды, функции, пределы, особенности как вида контрольной деятельности. Лекции 9 4 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.2. Судебный контроль понятие, цель и сущность, формы, виды, функции, пределы, особенности как вида контрольной деятельности. Практические 9 6 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.3. Судебный контроль понятие, цель и сущность, формы, виды, функции, пределы, особенности как вида контрольной деятельности. Сам. работа 9 12 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Судебный контроль за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
2.1. Судебный контроль за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Лекции 9 4 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
2.2. Судебный контроль за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Практические 9 6 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
2.3. Судебный контроль за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Сам. работа 9 12 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Судебный контроль за применением мер процессуального принуждения
3.1. Судебный контроль за применением мер процессуального принуждения Лекции 9 4 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
3.2. Судебный контроль за применением мер процессуального принуждения Практические 9 6 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
3.3. Судебный контроль за применением мер процессуального принуждения Сам. работа 9 12 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Судебный контроль за органами, осуществляющими предварительное расследование
4.1. Судебный контроль за органами, осуществляющими предварительное расследование Лекции 9 2 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
4.2. Судебный контроль за органами, осуществляющими предварительное расследование Практические 9 2 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
4.3. Судебный контроль за органами, осуществляющими предварительное расследование Сам. работа 9 12 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Судебный контроль за производством следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан
5.1. Судебный контроль за производством следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан Лекции 9 2 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
5.2. Судебный контроль за производством следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан Практические 9 2 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
5.3. Судебный контроль за производством следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан Сам. работа 9 10 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Судебный контроль при производстве по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
6.1. Судебный контроль при производстве по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц Лекции 9 0 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
6.2. Судебный контроль при производстве по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц Практические 9 2 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
6.3. Судебный контроль при производстве по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц Сам. работа 9 6 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Судебное рассмотрение жалоб на действия и решения органов уголовного преследования
7.1. Судебное рассмотрение жалоб на действия и решения органов уголовного преследования Практические 9 2 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
7.2. Судебное рассмотрение жалоб на действия и решения органов уголовного преследования Сам. работа 9 2 ПК-4, ПК-22, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Право на обжалование действий и решений.
2. Презумпция невиновности.
3. Суд: состав, полномочия.
4. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства.
5. Понятие и виды мер пресечения.
6. Заключение под стражу.
7. Сроки заключения под стражу.
8. Задержание подозреваемого: основания, порядок, сроки.
9. Подследственность: понятие, виды
10. Следственные действия: понятие, виды. Общие правила производства следственных действий.
11. Допрос свидетелей, потерпевших. Очная ставка.
12. Допрос обвиняемого, подозреваемого.
13. Экспертиза.
14. Следственный эксперимент. Проверка показаний на месте.
15. Осмотр, освидетельствование.
16. Обыск, выемка.
17. Привлечение в качестве обвиняемого. Изменение и дополнение обвинения.
18. Контроль и запись переговоров.
19. Порядок и сроки обжалования приговоров.
20. Производство в суде кассационной инстанции: основания, порядок производства, решения.
21. Производство в суде надзорной инстанции: основания, порядок производства, решения.
22. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Манова Н.С., Францифоров Ю.В. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Булатов Б.Б. - отв. ред., Баранов А.М. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Судебный контроль за досудебным производством" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.