МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Уголовный процесс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьКриминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_06_01_Криминалистика-23-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Дудко Н.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Уголовный процесс

разработана в соответствии с ФГОС:
ПРИКАЗ от 5 декабря 2014 г. N 1538 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 40.06.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор С.И. Давыдов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор С.И. Давыдов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины «Уголовный процесс» - фундаментальная и специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области юриспруденции, способных решать сложные и ответственные задачи, которые стоят перед органами предварительного расследования и суда, умеющих применять правовые нормы и обеспечивать правопорядок в сфере уголовного судопроизводства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ОПК-1 владением методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ПК-1 Способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс исследования права
ПК-3 способность вносить вклад своими оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на международном и национальном уровне, в расширении границ области изучения права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1: : знать методы научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции и практику их применения
ПК-1: методы исследования, используемые в области юриспруденции
ПК-2: основы планирования, разработки, реализации и корректировки комплексного процесса юридических исследований и практику их реализации
ПК-3: порядок публикации научных исследований на национальном или международном уровне
УК-2: основы проектирования и осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1: применять методы научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ПК-1:демонстрировать системное понимание в области изучения права, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области юриспруденции
ПК-2: планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс юридических исследований
ПК-3: проводить оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения права
УК-2: осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1: навыки комплексного применения методологии научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции с использованием
ПК-1:способностью демонстрировать системное понимание в области изучения права, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области юриспруденции
ПК-2:навыками планирования, разработки, реализации и корректировки комплексного процесса юридических исследований
ПК-3:Навыками оформления собственного оригинального исследования, заслуживающего публикации на национальном или международном уровне
УК-2: навыками осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и основные понятия уголовного процесса
1.1. Сущность и основные понятия уголовного процесса Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
1.2. Сущность и основные понятия уголовного процесса Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
1.3. Сущность и основные понятия уголовного процесса Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 2. Уголовно-процессуальное право. Источники.
2.1. Уголовно-процессуальное право. Источники. Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
2.2. Уголовно-процессуальное право. Источники. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
2.3. Уголовно-процессуальное право. Источники. Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 3. Принципы уголовного процесса
3.1. Принципы уголовного процесса Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
3.2. Принципы уголовного процесса Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
3.3. Принципы уголовного процесса Сам. работа 3 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 4. Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
4.1. Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
4.2. Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
4.3. Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 5. Участники уголовного судопроизводства
5.1. Участники уголовного судопроизводства Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
5.2. Участники уголовного судопроизводства Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
5.3. Участники уголовного судопроизводства Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 6. Доказательства и доказывание
6.1. Доказательства и доказывание Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
6.2. Доказательства и доказывание Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
6.3. Доказательства и доказывание Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 7. Меры процессуального принуждения
7.1. Меры процессуального принуждения Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
7.2. Меры процессуального принуждения Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
7.3. Меры процессуального принуждения Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 8. Ходатайства и жалобы
8.1. Ходатайства и жалобы Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
8.2. Ходатайства и жалобы Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
8.3. Ходатайства и жалобы Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 9. Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация.
9.1. Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация. Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
9.2. Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация. Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
9.3. Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация. Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 10. Возбуждение уголовного дела
10.1. Возбуждение уголовного дела Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
10.2. Возбуждение уголовного дела Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
10.3. Возбуждение уголовного дела Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 11. Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание.
11.1. Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание. Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
11.2. Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание. Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
11.3. Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание. Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 12. Следственные действия
12.1. Следственные действия Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
12.2. Следственные действия Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
12.3. Следственные действия Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 13. Приостановление и прекращение уголовного дела. Окончание предварительного расследования.
13.1. Приостановление и прекращение уголовного дела. Окончание предварительного расследования. Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
13.2. Приостановление и прекращение уголовного дела. Окончание предварительного расследования. Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
13.3. Приостановление и прекращение уголовного дела. Окончание предварительного расследования. Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 14. Назначение судебного заседания. Подсудность уголовных дел
14.1. Назначение судебного заседания. Подсудность уголовных дел Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
14.2. Назначение судебного заседания. Подсудность уголовных дел Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
14.3. Назначение судебного заседания. Подсудность уголовных дел Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 15. Судебное разбирательство
15.1. Судебное разбирательство Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
15.2. Судебное разбирательство Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
15.3. Судебное разбирательство Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 16. Особый порядок судебного разбирательства
16.1. Особый порядок судебного разбирательства Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
16.2. Особый порядок судебного разбирательства Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
16.3. Особый порядок судебного разбирательства Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 17. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей
17.1. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
17.2. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
17.3. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 18. Производство в суде второй инстанции
18.1. Производство в суде второй инстанции Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
18.2. Производство в суде второй инстанции Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
18.3. Производство в суде второй инстанции Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 19. Исполнение приговора
19.1. Исполнение приговора Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
19.2. Исполнение приговора Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
19.3. Исполнение приговора Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 20. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
20.1. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
20.2. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
20.3. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 21. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел
21.1. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
21.2. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
21.3. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 22. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
22.1. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
22.2. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
22.3. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
Раздел 23. Основы уголовного процесса в зарубежных странах
23.1. Основы уголовного процесса в зарубежных странах Сам. работа 3 9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
23.2. Основы уголовного процесса в зарубежных странах Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1
23.3. Основы уголовного процесса в зарубежных странах Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие и назначение уголовного процесса. Соотношение с правосудием.
2. Источники уголовно-процессуального права.
3. Понятие и система стадий уголовного процесса. Типы уголовного процесса.
4. Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц.
5. Уголовно-процессуальные отношения.
6. Уголовно-процессуальная форма.
7. Уголовно-процессуальные функции.
8. Принципы уголовного судопроизводства: понятие, значение, система.
9. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту.
10. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
11. Язык судопроизводства.
12. Уголовное преследование: понятие, виды.
13. Право на обжалование действий и решений.
14. Презумпция невиновности.
15. Состязательность сторон.
16. Уважение чести и достоинства личности.
17. Неприкосновенность личности.
18. Неприкосновенность жилища.
19. Свобода оценки доказательств.
20. Суд: состав, полномочия.
21. Органы дознания. Дознаватель. Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания.
22. Следователь. Руководитель следственного органа.
23. Прокурор в уголовном процессе.
24. Основание и порядок отвода участников уголовного судопроизводства.
25. Подозреваемый.
26. Обвиняемый.
27. Гражданский ответчик, его представители.
28. Гражданский истец, его представители.
29. Потерпевший.
30. Защитник: права, обязанности, момент вступления в дело.
31. Приглашение, назначение и замена защитника. Обязательное участие.
32. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства.
33. Понятие доказательств и их источников.
34. Свойства доказательств.
35. Предмет и пределы доказывания.
36. Классификация доказательств.
37. Процесс доказывания.
38. Субъекты доказывания.
39. Заключение эксперта, специалиста. Показания эксперта, специалиста.
40. Показания подозреваемого, обвиняемого.
41. Показания свидетелей, потерпевших.
42. Вещественные доказательства.
43. Понятие и виды мер пресечения.
44. Заключение под стражу.
45. Сроки заключения под стражу.
46. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
47. Порядок возбуждения уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела.
48. Предварительное расследования: понятие, значение, формы.
49. Дознание: понятие, сроки.
50. Задержание подозреваемого: основания, порядок, сроки.
51. Подследственность: понятие, виды.
52. Срок предварительного следствия, продление.
53. Следственные действия: понятие, виды. Общие правила производства следственных действий.
54. Допрос свидетелей, потерпевших. Очная ставка.
55. Допрос обвиняемого, подозреваемого.
56. Экспертиза.
57. Следственный эксперимент. Проверка показаний на месте.
58. Осмотр, освидетельствование.
59. Обыск, выемка.
60. Привлечение в качестве обвиняемого. Изменение и дополнение обвинения.
61. Контроль и запись переговоров.
62. Основания и порядок приостановления уголовного дела.
63. Основания и порядок прекращения уголовного дела.
64. Обвинительное заключение. Действия прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением.
65. Ознакомление участников с материалами предварительного расследования.
66. Окончание дознания. Обвинительный акт.
67. Порядок назначения судебного заседания. Виды решений суда. Предварительное слушание.
68. Подсудность: понятие, виды.
69. Предмет и пределы судебного разбирательства.
70. Непосредственность, устность судебного разбирательства. Неизменность состава суда.
71. Участие прокурора в судебном разбирательстве.
72. Участие подсудимого, осужденного в судебном разбирательстве, кассационном и надзорном производстве.
73. Участие потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика в судебном разбирательстве.
74. Общая характеристика частей судебного разбирательства.
75. Виды приговоров. Основания постановления.
76. Порядок постановления приговора. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора.
77. Протокол судебного заседания. Замечания на протокол судебного заседания.
78. Виды, основания и порядок вынесения определений, постановлений в судебном разбирательстве.
79. Особый порядок судебного разбирательства.
80. Порядок и сроки обжалования приговоров.
81. Производство в суде апелляционной инстанции: основания, порядок производства, решения.
82. Понятие и значение стадии исполнения приговора.
83. Порядок разрешения вопросов в стадии исполнения приговора.
84. Производство в суде кассационной инстанции: основания, порядок производства, решения.
85. Производство в суде надзорной инстанции: основания, порядок производства, решения.
86. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
87. Особенности производства по применению принудительных мер медицинского характера.
88. Особенности производства по делам несовершеннолетних.
89. Особенности производства у мирового судьи.
90. Особенности производства в суде присяжных.
91. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
92. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Сущность и основные понятия уголовного процесса (уголовно-процессуальная форма, уголовно- процессуальные функции).
2. Принципы уголовного процесса.
3. Участники уголовного судопроизводства
4. Доказательства в уголовном процессе.
5. Общие положения и источники доказатель¬ств.
6. Процесс доказывания .
7. Меры уголовно-процессуального принуждения.
8. Окончание расследования.
9. Под¬судность уголовных дел; назначение судебного заседания.
10. Су¬дебное разбирательство.
11. Особенности производства в суде присяжных.
12. Упрощенные производства в уголовном процессе.
13. Производство по делам, подсудным мировому судье.
14. Содержание права на справедливое судебное разбирательство (применительно к уголовному процессу) и его реализация в РФ.
15. Право на судебную защиту и право на доступ к правосудию: со¬отношение и реализация в уголовном процессе РФ.
16. Суд: его место и функции в уголовном процессе.
17. Предмет и пределы доказывания.
18. Собирание доказательств.
19. Деятельность защитника по собиранию доказа¬тельств.
20. Допустимость доказательств.
21. Реабилитация в уголовном процессе.
22. Обжалование решений, действий (бездействия) следователя в суд.
23. Реализация принципа состязательности в судебном разбира¬тельстве.
24. Судебный контроль в уголовном процессе.
25. Приговор.
26. Кассационное производство
27. Апелляция в российском уголовном процессе.
28. Деятельность суда надзорной инстанции.
29. Реализация принципа состязательности при рассмотрении дел су¬дом присяжных.
30. Свободная тема (по согласованию с научным руководителем).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Задача: Говоров, Демьянов и Макаров, встретив на улице около дома в д. Пустынь Борского р-на Нижегородской области находящегося в сильном алкогольном опьянении Арсентьева, попросили у него закурить. Арсентьев предложил им зайти к нему домой, поскольку сигареты находились у него дома. Все трое зашли в дом, где Арсентьев дал им сигареты, затем сел на диван и уснул. Говоров и Макаров вышли из дома, а Демьянов остался, пояснив, что сейчас выйдет. Оставшись в доме со спящим Арсентьевым, он совершил кражу электродрели, принадлежащей Арсентьеву, спрятал ее под куртку, вышел из дачи и быстро пошел к своему дому. Арсентьев обратился в милицию с заявлением о случившемся. Арсентьев обратился к дознавателю с просьбой допустить в качестве законного представителя его жену, так как она более грамотная и у нее более твердый характер.
Определите, в каком качестве будут фигурировать в уголовном деле Говоров, Демьянов, Макаров и Арсентьев.
Подлежит ли просьба Арсентьева удовлетворению?
В чем отличие между защитником и представителем?
Составьте постановление по условиям задачи о привлечении в качестве обвиняемого.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. П. Божьева Уголовный процесс: учебник М.: Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Прошляков Алексей Дмитриевич, Козубенко Юрий Вячеславович, Балакшин Виктор Степанович, Машовец Асия Океановна, Азаренок Николай Васильевич, Александрова Людмила Анатольевна, Бравилова Екатерина Александровна, Головачук Ольга Сергеевна, Егоров Александр Юрьевич, Зорин Алексей Иванович, Казаков Александр Алексеевич, Казаков Алексей Иванович, Казакова Александра Викторовна, Мерзлякова Марина Викторовна, Милицин Сергей Дмитриевич, Никитина Елена Викторовна, Никифорова Елена Юрьевна, Раменская Виктория Святославовна, Рудич Валерий Владимирович, Соловьева Татьяна Александровна, Бердышев Алексей Николаевич, Дьяконова Виктория Викторовна Уголовный процесс. Учебник для СПО: учебник М.:Статус, 2022 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 2. ДОСУДЕБНОЕ И СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2023 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Уголовный процесс: Рабочая программа АлтГУ, Юрид. фак. –Барнаул,, 2017 www.law.asu.r u.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Э2 www.asu.ru - Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/)
Э4 www.kremlin.ru - Президент РФ, www.vsrf.ru -Верховный Суд РФ, www.ksrf.ru - Конституционный Суда РФ, www.cdep.ru - Судебного департамента, www.kraevoy.alt.sudrf. ru - Алтайский краевой суд;
Э5 http:// www.scopus.com Электронная база данных «Scopus»
Э6 Научная электронная библиотека Elibrary(http://elibrary.ru)
Э7 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Уголовный процесс. Общая часть" portal.edu.asu.ru
Э8 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Уголовный процесс. Особенная часть" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "Консультант Плюс";
СПС "Гарант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
401С кабинет огневой подготовки - стрелковый тир Стрелковый тренажер БОЕЦ 2.1: цельнометаллический антивандальный шкаф; сенсорный монитор 19”; встроенный ПК; контроль доступа к оружию; одновременное обучение от 1 до 6 человек; массогабаритные имитаторы оружия
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
213С учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Уголовный процесс» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики, в том числе с использованием решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Европейского Суда по правам человека, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и др. материалов судебной практики. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
В процессе самостоятельной работы придерживайтесь следующих правил:
работайте ежедневно в одно и то же время;
принимайтесь за работу быстро, энергично, без промедления, не тратьте время на «раскачивание»;
не ждите благоприятного рабочего настроения, создавайте его усилием воли, нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения;
трудитесь сосредоточенно, внимательно, думая только о выполняемой задаче, не отвлекайтесь;
стремитесь выработать интерес даже к не интересной, но нужной работе. Нельзя работать хорошо, с интересом только по любимому предмету, а по другим предметам кое-как;
работайте с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развивайте в себе уверенность, что вы можете и должны сделать то, что запланировали;
уделяйте больше внимания трудному материалу, не обходите трудностей, преодолевайте их;
усвоенные знания, навыки и умения стремитесь применять в повседневной жизни; регулярно повторяйте усвоенное;
перед началом работы следует посмотреть, что было сделано в предыдущий раз.
Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то он будет усваиваться быстрее и доступнее.
Таким образом, самостоятельная работа студентов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно¬-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос) по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программы и основные вопросы по тематическому плану.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. Изучить применительно к теме указанные в пособии источники судебной практики и дополнить конспект. Использовать при этом рекомендуется обзоры судебной практики, публикуемые в Бюллетене Верховного Суда РФ. Особое внимание при этом следует уделять постановлениям и определениям Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека и постановлениям Пленума Верховного Суда РФ.
6. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах семинарских и практических занятиях.
7. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться представить ей, например, в виде искового заявления в суд (например, заявление о восстановлении на работе). Кроме того, студенты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
Формой итогового контроля является экзамен. Для подготовки к экзамену в УМК дан перечень вопросов. Экзамен проводится в устной или письменной форме. Студентам необходимо являться на зачет без опозданий всем к назначенному в расписании часу. После получения билета каждый студент готовится в течение 1 часа при письменной форме проведения экзамена и в течение 30 минут при устной. В билете 2 теоретических вопроса, но ответ на них должен даваться с учетом положений действующего законодательства и практики его применения. Студенту обязательно следует акцентировать внимание на спорных положениях.
При устной форме приема экзамена студенты в порядке очередности излагают ответы на вопросы полученных билетов. При этом рекомендуется соблюсти баланс во времени ответа на первый и второй вопросы билета. Общая же продолжительность ответа студента по вопросам билета не должна превышать 15 минут. По окончании ответа студента, преподаватель может задавать студенту вопросы (число которых не ограничивается). Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи экзамена для данного студента заканчивается. Ему объявляется результат.