МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Формы уголовного судопроизводства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_01_ПОНацБез-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Дудко Н.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Формы уголовного судопроизводства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1614)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 19.05.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 19.05.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у магистров высокого уровня правосознания в области уголовного судопроизводства; совершенствование знаний магистров уголовно-процессуального права, в частности, норм, регламентирующих основания, условия и порядок выбора формы уголовного судопроизводства; совершенствование практических навыков в проведении процессуальных действий, принятию решений и их оформлению

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности
ПК-19 способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов
ПСК-1.8 способностью толковать и реализовывать нормы уголовно-процессуального права в противодействии преступности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-19:методы управления малым коллективом
ОПК-2:нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности
ПСК-1.8:виды и способы толкования правовых норм, а так же способы их реализации
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-19:организовать работу малого коллектива исполнителей
ОПК-2:квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПСК-1.8:анализировать и уяснять смысл, содержание и значение различных нормативных правовых актов; использовать различные приемы толкования нормативных правовых актов; реализовывать нормы уголовно-процесуального права
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-19:методами и приемами планирования и организации служебной деятельности исполнителей, осуществления контроля и учета результатов
ОПК-2:навыками применения нормативных правовых актов и реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПСК-1.8:навыками работы с нормативными правовыми актами, актами правоприменительной и судебной практики, актами толкования правовых норм

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и соотношение категорий: уголовный процесс, уголовно-процессуальная деятельность, правосудие. Типы уголовного процесса.
1.1. Понятие и соотношение категорий: уголовный процесс, уголовно-процессуальная деятельность, правосудие. Типы уголовного процесса. Лекции 6 0 ПСК-1.8 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие и соотношение категорий: уголовный процесс, уголовно-процессуальная деятельность, правосудие. Типы уголовного процесса. Практические 6 0 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие и соотношение категорий: уголовный процесс, уголовно-процессуальная деятельность, правосудие. Типы уголовного процесса. Сам. работа 6 8 ПК-19 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Стадии уголовного процесса: понятие, значение, система
2.1. Стадии уголовного процесса: понятие, значение, система Лекции 6 0 ПСК-1.8 Л1.1, Л2.1
2.2. Стадии уголовного процесса: понятие, значение, система Практические 6 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Стадии уголовного процесса: понятие, значение, система Сам. работа 6 6 ПК-19 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Уголовно-процессуальная форма: понятие, значение.
3.1. Уголовно-процессуальная форма: понятие, значение. Лекции 6 0 ПСК-1.8 Л1.1, Л2.1
3.2. Уголовно-процессуальная форма: понятие, значение. Практические 6 0 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Уголовно-процессуальная форма: понятие, значение. Сам. работа 6 16 ПК-19 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Понятие, виды и особенности форм уголовного судопроизводства
4.1. Понятие, виды и особенности форм уголовного судопроизводства Лекции 6 0 ПСК-1.8 Л1.1, Л2.1
4.2. Понятие, виды и особенности форм уголовного судопроизводства Практические 6 0 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
4.3. Понятие, виды и особенности форм уголовного судопроизводства Сам. работа 6 16 ПК-19 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Условия выбора производства по уголовному делу.
5.1. Условия выбора производства по уголовному делу. Лекции 6 2 ПСК-1.8 Л1.1, Л2.1
5.2. Условия выбора производства по уголовному делу: лабораторный практикум Практические 6 0 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
5.3. Условия выбора производства по уголовному делу. Сам. работа 6 16 ПК-19 Л1.1, Л2.1
5.4. Зачет Зачет 6 4 ПК-19, ОПК-2, ПСК-1.8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Понятие и соотношение категорий: уголовный процесс, уголовно-процессуальная деятельность, правосудие.
2.Типы уголовного процесса.
3. Стадии уголовного процесса: понятие, значение, система
4. Уголовно-процессуальная форма: понятие, значение.
5. Понятие, виды производств по уголовным делам.
6. Условия выбора производства по уголовному делу.
7. Особенности производства при рассмотрении уголовных дел судом с участием присяжных заседателей.
8. Особенности производства по делам частного обвинения.
9.Особенности производства при проведении судебного разбирательства в особом порядке.
10. Особенности производства по делам в отношении несовершеннолетних.
11. Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера.
12.Особенности производства по делам в отношении отдельных категорий лиц.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Манова Н.С., Францифоров Ю.В. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Бастрыкина А.И., Усачева А.А. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Формы уголовного судопроизводства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Формы уголовного судопроизводства" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.