МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ювенальная психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, КСЭ,ТОРД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент , Кирюшина Л.Ю.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Ювенальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
разработана в соответствии с ФГОС: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»): утвержден Министерством образования и науки РФ «14» декабря 2010 г. № 1763

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.познание и усвоение знаний по вопросам государственной политики в сфере предупреждения преступности среди несовершеннолетних и против несовершеннолетних;
изучение и учет психологических особенностей и психологических проблем детей и подростков в юридически значимых ситуациях;
совершенствование коммуникативной компетентности в общении с детьми и подростками в деятельности представителей отдельных юридических профессий и умение применять на практике;
подготовку специалиста высшей квалификации, разбирающегося в вопросах ювенального психологи-правового регулирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8: способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-8 сущность и содержание основных понятий ювенальной психологии, правовой статус несовершеннолетних и их психологические особенности.
ПК-8 основные положения отраслевых и специальных юридических наук, сущность и содержание основных категорий и понятий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-8 оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы.
ПК-8 принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-8 работы с правовыми актами; анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений.
ПК-8 юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, задачи, система ювенальной психологии. Ювенальная психология в системе других наук.
1.1. Предмет, задачи, система ювенальной психологии. Ювенальная психология в системе других наук. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет, задачи, система ювенальной психологии. Ювенальная психология в системе других наук. Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
1.3. Предмет, задачи, система ювенальной психологии. Ювенальная психология в системе других наук. Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Психология ребенка и подростка, особенности ее проявления.
2.1. Психология ребенка и подростка, особенности ее проявления. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Психология ребенка и подростка, особенности ее проявления. Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Конфликт и дети.
3.1. Конфликт и дети. Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
3.2. Конфликт и дети. Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Девиантное поведение детей и подростков. Правонарушения несовершеннолетних
4.1. Девиантное поведение детей и подростков. Правонарушения несовершеннолетних Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Производство расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Особенности проведение допроса с участием несовершеннолетних.
5.1. Производство расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Особенности проведение допроса с участием несовершеннолетних. Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
5.2. Производство расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Особенности проведение допроса с участием несовершеннолетних. Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Нравственные начала осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальная юстиция)
6.1. Нравственные начала осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальная юстиция) Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Нравственные начала осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальная юстиция) Сам. работа 2 16 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Профессиональная подготовка юристов, работающих в сфере ювенальной юстиции.
7.1. Профессиональная подготовка юристов, работающих в сфере ювенальной юстиции: лабораторный практикум Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
7.2. Профессиональная подготовка юристов, работающих в сфере ювенальной юстиции. Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1
7.3. Зачет Зачет 2 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Предмет и система ЮЮП, её связь с юридической психологии и другими науками;
2.Психология ребенка, подростка, её особенности;
3.Общение с детьми и подростками, оказавшимися в сложной жизненной ситуации;
4.Понятие и виды конфликтов с детьми;
5.Личность несовершеннолетнего, её психологические свойства;
6.Агрессия в поведении несовершеннолетнего: причины, профилактика;
7.Модели поведения в конфликте с несовершеннолетним;
8.Профилактика конфликтов с участием несовершеннолетних;
9.Психология взаимоотношений, складывающихся в семье;
10.Преступления против семьи и подростка;
11.Причины и условия девиантного поведения;
12.Методы работы с «трудными» детьми;
13.Личность несовершеннолетнего правонарушителя;
14.Ювенальная виктимология;
15.Причины и условия преступности несовершеннолетних;
16.Государственная политика предупреждения преступлений против несовершеннолетних;
17.Предмет доказывания при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
18.Тактика и психология допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых);
19.Участие специалиста, психолога в расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
20.Тактика и психология допроса несовершеннолетних свидетелей (потерпевших);
21.Познавательные и коммуникативные особенности в судебной деятельности;
22.Психология деятельности прокурора-обвинителя;
23.Психологические особенности деятельности адвоката.
24.Психология несовершеннолетнего подсудимого;
25.Психологические аспекты справедливости и законности уголовно-правового наказания.
26.Судебная речь, её особенности;
27.Психология познания судом обстоятельств дела и принятия судебного решения.
28.Предмет, объект, принципы и методы ЮПП;
29.Принципы изучения личности и группы несовершеннолетних осужденных;
30.Психологические свойства личности осужденных, обусловленные возрастом и полом;
31.Характер осужденных, его связь с другими свойствами личности, акцентуация характера у осужденных.
32.Понятие о группе и коллективе осужденных, их специфика;
33.Профессиограмма работника сферы ювенальной юстиции;
34.Особенности наказания несовершеннолетних, освобождение от уголовной ответственности и наказания;
35.Принципы изучения и группы несовершеннолетних осужденных;
36.Ресоциализация несовершеннолетних, совершивших преступления;
37.Психологический портрет несовершеннолетних убийц и лиц, совершающих насильственные преступления против личности;
38.Тактические приемы, используемые при производстве следственных действий в отношении несовершеннолетних, их характеристика и критерии допустимости;
39.Психолого-криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
40.Психологическая характеристика несовершеннолетних, совершаемых преступления корыстной направленности;
41. Профессиограмма работника сферы ювенальной юстиции;
42.Профилактика преступности несовершеннолетних;
43.Ресоциализация несовершеннолетних, совершивщих преступления.
44.Психологическая подготовка и требования, предъявляемые к судьям, воспитателям, сотрудникам инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, социальных работников, практических психологов.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романов В.В. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/3525921E-7486-4C5F-B103-C085C97CB788
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Юридическая психология: Учебник и практикум М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном поратле АлтГУ "Ювенальная психология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1370
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
213С учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Ювенальная психология" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.