МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ювенальное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, доц., Кирюшина Любовь Юрьевна

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доц., Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Ювенальное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познание и усвоение знаний о нравственной сущности юридической профессии, при осуществлении судебной деятельности в отношении несовершеннолетних;
изучение характера и механизма действий правовых норм, регулирующих правовое положение несовершеннолетних, их взаимодействие с требованиями общественной морали и нравственности;
совершенствование правильного понимания нравственных аспектов деятельности представителей отдельных юридических профессий, занимающихся вопросами ювенальной юстиции;
подготовку специалиста высшей квалификации, способного на определение собственной нравственной позиции в сфере уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-30 способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
ПК-31 способностью осуществлять социально-педагогическую и психологическую экспертизы нормативных правовых актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, в том числе правил и норм охраны труда несовершеннолетних
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-30:сущность, цели и задачи, основные характеристики процесса психологического консультирования по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков, критерии их эффективности, структуру психологического консультирования, цели, методы и техники работы с ребенком и семьей на различных этапах консультативного процесса.
ПК-31:природу и сущность отечественных и международных нормативно-правовых положений по защите прав несовершеннолетних; основные закономерности возникновения, функционирования и развития органов различных форм собственности по защите прав несовершеннолетних; механизм и средства правового регулирования
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-30:структурировать процесс психологического консультирования, применять на практике основные приемы и техники ведения консультативной беседы, анализировать своевременность использования техник психологического консультирования на примере реальных или моделированных консультативных ситуаций
ПК-31:оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-30:приемами оказания психологической помощи по определенному кругу запросов.
ПК-31:основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы ювенальной психологии
1.1. Методы изучения личности в ювенальной психологии. История возникновения и развития ювенальной психологии. Лекции 2 2 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Устный опрос по теме. Практические 2 2 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 2 2 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. История возникновения и развития ювенальной психологии. Устный опрос по теме. Практические 2 2 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 2 2 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Понятие права, правового нигилизма, правовой компетентности. Лекции 2 2 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Устный опрос по теме. Практические 2 2 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 2 4 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Основные социальнопсихологические понятия в ювенальной психологии. Лекции 2 0 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Устный опрос по теме. Практические 2 0 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 2 10 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Криминальная ювенальная психология.
2.1. Интегративность предметного поля изучаемой дисциплины: правовые знания психолога и знания психологии криминального поведения. Понятие социализации. Семья – главное звено потенциального преступного поведения. Социальные детерминанты девиантного и преступного поведения. Лекции 2 0 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Устный опрос по теме. Практические 2 0 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 2 10 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Понятие «преступник». Индивидуальное преступное поведение. Социально-демографические характеристики личности преступника. Лекции 2 0 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Устный опрос по теме. Практические 2 0 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 2 10 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Детская преступность, причины, формы, последствия, особенности. Подростковые преступные объединения. Психосоциальные особенности личности ребенка-преступника. Лекции 2 0 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Устный опрос по теме. Практические 2 0 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 2 10 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Комплексная экспертиза личности ребенка.
3.1. Психологическая экспертиза. Экспертные оценки преступника и жертвы. Корреляты преступного поведения. Лекции 2 0 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Устный опрос по теме. Практические 2 0 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 2 10 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Зачет Зачет 2 4 ПК-30, ПК-31 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Ювенальная юридическая психология, как отрасль знаний.
2. История возникновения данной отрасли знаний
3. Взаимосвязь ювенальной юридической психологии с другими науками и учебными дисциплинами.
4. Основные тенденции в преступности несовершеннолетних.
5. Методы изучения личности несовершеннолетнего преступника.
6. Взаимосвязь криминалистической характеристики преступлений с уголовно-правовой, криминологической и психологической характеристикой.
7. История разработки психолого-криминалистического портрета неизвестного преступника.
8. Методики построения психолого-криминалистического портрета неизвестного преступника.
9. Психолого-криминалистический портрет несовершеннолетних преступников.
10. Правила построения психолого-криминалистического портрета несовершеннолетнего преступника.
11. Использование данных о психолого-криминалистическом портрете при выборе тактики проведения следственных действий.
12. Влияние акцентуаций характера несовершеннолетних на тактику проведения следственных действий.
13. Психологические особенности лиц, совершивших преступления в соучастии. Особенности личности соучастников.
14. Понятие, виды и значение психологических механизмов защиты личности.
15. Влияние психологических механизмов защиты личности на несовершеннолетних преступников.
16. Общая характеристика личности потерпевших.
17. Типология потерпевших, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.
18. Использование данных о психологических особенностях малолетних и несовершеннолетних потерпевших.
19. Влияние личности потерпевших на методику расследования преступлений.
20. Этические требования, предъявляемые к личности лица, производящего предварительное расследование по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними.
21. Уголовно-процессуальные гарантии предварительного расследования по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.
22. Гендерные (полоролевые) стереотипы, влияющие на методику расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
23. Тактика проведения осмотра места происшествия по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или с их участием.
24. Основные задачи осмотра места происшествия, при расследовании насильственных и корыстных преступлений, совершенных несовершеннолетними.
25. Тактические и этические особенности проведения обыска с участием несовершеннолетних.
26. Тактические и психологические особенности проведения проверки показаний на месте.
27. Тактические особенности проведения допросов несовершеннолетних допрашиваемых.
28. Особенности проведения очной ставки с участием несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
29. Способы диагностики ложных показаний.
Понятие психологического (коммуникативного) контакта.
30. Тактические, этические и психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей.
31. Тактические приемы допроса законных представителей.
32. Проблемы взаимодействия педагога и психолога со следователем в процессе проведения допроса.
33. Проблемные вопросы участия психолога и педагога в процессе проведения следственных действий.
34. Особенности допроса несовершеннолетних преступниц, совершивших убийство новорожденного.
35. Особенности методики расследование убийств новорожденных детей, совершаемых несовершеннолетними девушками.
36. Тактические приемы допроса близких родственников девушек, совершивших убийство новорожденного.
37. Соотношение компетенции следователя, специалиста и эксперта при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
38. Следы рук и ног человека и их криминалистическое значение в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
39. Методика расследования изнасилований, совершенных группой лиц.
40. Психологические особенности несовершеннолетних потерпевших от насильственных преступлений.
41. Первоначальные следственные действия следователя при расследовании грабежей и разбойных нападений, совершенных несовершеннолетними.
42. Понятие алкогольной и наркотической зависимости.
43. Факторы риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте. Характеристика синдрома зависимости.
44. Психологические особенности личности несовершеннолетних, страдающих наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, влияющие на методику расследования данного вида преступлений.
45. Особенности мотивации лиц, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью.
46. Влияние алкогольной и наркотической зависимости на проведение следственных действий.
47. Поводы назначения судебно-психологических экспертиз, при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними.
48. Понятие противодействия предварительному расследованию. Виды конфликтных ситуаций, возникающие при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними.
49. Формы и виды, способы противодействия предварительному расследованию.
50. Субъекты противодействия предварительному расследованию по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними.
51. Особенности мотивов противодействия предварительному расследованию отдельных субъектов.
52. Требования, предъявляемые к способам преодоления противодействия по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними.
53. Особенности противодействия предварительному расследованию со стороны адвоката.
54. Типичные способы противодействия предварительного расследования законных представителей и других близких родственников несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев А.В., Знаменский Д.Ю. Конфликтология: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
Л1.2 Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебник М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Юридическая психология: Учебник и практикум М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Ювенальная юридическая психология" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.