МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.юрид.наук., доцент, Кирюшина л.Ю.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Юридическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И. д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Давыдов С.И. д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка квалифицированных специалистов, усвоивших теоретические положения науки о психике человека и законов психической деятельности в сфере действия права;
предложение студентам научно-обоснованных психологических рекомендаций и методик, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности;
раскрытие теоретических понятий и положений о психических явлениях, правовой, криминальной, следственной, судебной и исправительной психологии;
выработка правильного понимания студентами психологических аспектов деятельности правоохранительных органов;
сформирование основных навыков и умений использования полученных психологических знаний для повышения эффективности решения профессиональных задач;
выработка и совершенствование навыков юридического общения;
воспитание у студентов потребности в адекватной самооценке своей личности, самовоспитания профессиональных качеств в период учебы и после ее завершения имеющимися теоретическими и практическими знаниями

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-3: способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПК-8: способностью применять теоретические знания для выявления правонарушений, своевременного реагирования и принятия необходимых мер к восстановлению нарушенных прав
ПК-10: способностью выявлять коррупционное поведение, давать оценку и содействовать его пресечению
ПСК-1.14: готовностью соблюдать порядок прохождения государственной службы в судах, системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-7: основные требования, предъявляемые ФГОС ВПО для выпускника по направлению
ПК-8: основные положения отраслевых и специальных юридических наук, сущность и содержание основных категорий и понятий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права
ПК-3: основы правового мышления и правовой культуры
ПК-10: основы квалификации
ПСК-1.14: основы прохождения государственной службы
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-7: объективно оценивать уровень своей квалификации и профессионального мастерства
ПК-8: принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы
ПК-3: применять основы правового мышления и правовой культуры
ПК-10: квалифицировать деяния
ПСК-1.14: применять основы прохождения государственной службы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-7: навыками бакалавра юриспруденции
ПК-8: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности
ПК-3: иметь навыки применения основы правового мышления и правовой культуры
ПК-10: иметь навыки применения основ квалификации
ПСК-1.14: иметь навыки применения основ прохождения государственной службы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, система и содержание юридической психологии, её место в системе научных отраслей знаний
1.1. Предмет, система и содержание юридической психологии, её место в системе научных отраслей знаний Лекции 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Устный опрос по вопросам темы Практические 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Понятие личности в психологии и правовой науке
2.1. Понятие личности в психологии и правовой науке Лекции 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Устный опрос по вопросам темы Практические 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности
3.1. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности Лекции 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Устный опрос по вопросам темы Практические 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Ощущение, восприятие: понятие, виды и роль в правоохранительной деятельности
4.1. Ощущение, восприятие: понятие, виды и роль в правоохранительной деятельности Лекции 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Устный опрос по вопросам темы Практические 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Понятие и виды памяти, роль в правоохранительной деятельности
5.1. Понятие и виды памяти, роль в правоохранительной деятельности Лекции 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Устный опрос по вопросам темы Практические 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Мышление, воображение, внимание как познавательные психические процессы. Их роль в правоохранительной деятельности.
6.1. Мышление, воображение, внимание как познавательные психические процессы. Их роль в правоохранительной деятельности. Лекции 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Устный опрос по вопросам темы Практические 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 3 4 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Эмоции, Чувства. Понятие и роль в правоохранительной деятельности
7.1. Эмоции, Чувства. Понятие и роль в правоохранительной деятельности Лекции 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 3 4 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Состояния тревожности, психической напряженности
8.1. Состояния тревожности, психической напряженности Лекции 3 2 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Фрустрация, аффект, страдания как эмоциональные психические состояния, их учет в правоприменительной деятельности
9.1. Фрустрация, аффект, страдания как эмоциональные психические состояния, их учет в правоприменительной деятельности. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 3 4 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и другие)
10.1. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и другие). Устный опрос по вопросам темы Практические 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
10.2. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 3 10 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), её подготовка и назначение, порядок проведения.
11.1. Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), её подготовка и назначение, порядок проведения. Устный опрос по вопросам темы Практические 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.2. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 3 10 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Психология преступного поведения (психология преступления, психология преступной группы)
12.1. Психология преступного поведения (психология преступления, психология преступной группы). Устный опрос по вопросам темы Практические 3 0 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
12.2. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 3 10 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 13. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста
13.1. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Устный опрос по вопросам темы Практические 3 2 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
13.2. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 3 2 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 14. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура
14.1. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура. Устный опрос по вопросам темы Практические 3 2 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
14.2. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 3 6 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 15. Психология допроса
15.1. Психология допроса. Устный опрос по вопросам темы Сам. работа 3 2 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
15.2. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 3 4 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 16. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства.
16.1. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства. Устный опрос по вопросам темы. Сам. работа 3 2 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
16.2. Изучение дополнительных источников по теме. Подготовка к зачету. Сам. работа 3 4 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
16.3. Дифференцированный зачет. Зачет с оценкой 3 4 ОК-7, ПК-3, ПК-8, ПК-10, ПСК-1.14 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Закреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романов В.В. Юридическая психология: Хрестоматия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079
Л1.2 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д. А. Юридическая психология: Учебник и практикум М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чуфаровский, Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: Учебное пособие М. : Проспект, 2015 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=55019
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Юридическая психология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1828
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Юридическая психология" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.