Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Цифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_ЦМА-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 121 | 119 | 121 | 119 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 142 | 144 | 142 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна
1.1. | Целями освоения дисциплины «Теория и практика Интернет исследований» является знакомство студентов с основными понятиями и инструментами маркетинговых онлайн исследований. В курсе последовательно рассматриваются предпосылки возникновения онлайн исследований, описывается процесс создания и поддержания онлайн панелей, даются базовые знания об особенностях инструментария для проведения исследований при помощи Интернет, анализируются ключевые тенденции развития исследовательской индустрии. Отдельный блок вопросов посвящен качеству данных, собираемых онлайн, а также способам повышения достоверности таких данных. Курс носит практический характер: в ходе изложения материала активно используются примеры и эмпирические результаты исследований, проведенных в России и других странах. Важной задачей курса является формирование практических навыков студентов по самостоятельному проведению количественных и качественных исследований в сети Интернет |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1 |
ОПК-4.1 | Анализирует варианты формирования и реализации управленческих решений в социальной, культурной, экономической сфере для составления экспертных заключений; |
ПК-2.1 | Знает методы и методику проведения социальных исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных; |
ПК-2.2 | Умеет обрабатывать и анализировать данные по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных; |
ОПК-4.2 | Анализирует программы, стратегии, управленческие решения в социальной сфере и разрабатывает предложения по их улучшению |
ОПК-4.3 | Анализирует и прогнозирует развитие рынков |
ПК-2.3 | Умеет осуществлять исследования по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных. |
ОПК-4.4 | Анализирует риски внедрения результатов социальных проектов и мероприятий; |
ОПК-4.5 | Разрабатывает предложения по отбору и организации работы экспертов в исследуемой области |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные возможности, перспективы и ограничения использования технологий онлайн опросов, особенности различных платформ для проведения исследований, правила и требования к проведению онлайн опросов, способы проверки качества данных, собранных с помощью онлайн технологий, методы повышения достоверности данных онлайн опросов, повышения репрезентативности выборки. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать технологии онлайн опросов для проведения социологических исследований, в том числе конструировать различные шкалы и вопросы разного типа, использовать мультимедийные технологии, исследования труднодоступных групп населения, исследования специфических (сензитивных) тем |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками создания и проведения онлайн опросов, привлечения респондентов к исследованию, контроля за заполняемостью анкеты, контроля выборки, экспорта данных исследования в другие среды обработки данных (Excel, SPSS). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические аспекты проведения Интернет-исследований | ||||||
1.1. | Исследования с использованием Интернет: понятие, история возникновения и развития | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Онлайн панели | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Верификация информации и качество данных в исследованиях с использованием Интернет | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Практические технологии Интернет-исследований | ||||||
2.1. | Инструментарий онлайн исследований | Практические | 2 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.2, Л2.1, Л2.3 |
2.2. | Создание онлайн панели | Практические | 2 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Самостоятельный проект по проведению Интернет-исследования | Сам. работа | 2 | 119 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.2, Л2.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Понятие и виды исследований с использованием Интернет. 2. Преимущества и недостатки онлайн исследований. 3. Онлайн исследования: новые возможности получения социологических данных 4. Методология онлайн исследований: новая парадигма или новое средство получения данных? 5. Традиционные и онлайн методы исследований – возможности интеграции для решения практических маркетинговых задач. 6. Каналы доступа к респондентам онлайн и оффлайн. Обоснование популярности панельных исследований. 7. Качество онлайн панелей: стандарты, методы обеспечения и особенности внедрения. 8. Исследовательский инструментарий: основные тенденции развития. 9. Влияние дизайна анкеты на качество ответов в онлайн опросах. 10. Новые подходы и методы онлайн тестирования концепций продукта, креативных материалов, рекламы и веб-сайтов. 11. Качество данных онлайн исследований: достоверность персональной информации, методы оценки качества заполнения анкет. 12. Выборочные методы в онлайн исследованиях. 13. Основные ошибки онлайн опросов как угроза валидности и надежности данных. 14. Влияние проникновения Интернета на достоверность онлайн исследований. Особенности применения метода в странах с низким проникновением. 15. Онлайн исследования в России: ключевые игроки, панельные проекты, динамика развития, товарные категории, которые можно исследовать онлайн. 16. Возможности получения репрезентативных данных в онлайн опросах. 17. Основные тенденции исследовательской индустрии. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Каковы предпосылки появления онлайн исследований? Как связано изменение восприятия потребителей с возникновением новых методов маркетинговых исследований? 2. Как можно использовать преимущества Интернета для проведения исследований традиционными методами? 3. Каковы особенности создания B2C и B2B панелей? Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Теория и практика онлайн исследований» для направления 39.04.01 «Социология» 8 4. Какие процедуры могут повысить достоверность данных, собираемых при помощи онлайн панелей? 5. Чем обоснована тенденция к повышению интерактивности исследовательского инструментария? Дайте ответ с позиции заказчика, представителя исследовательского агентства и участника исследования. 6. В чем особенности методик изучения внимания к визуальным стимулам: eyetracking и клик-тест? 7. Какими способами можно определить недобросовестных респондентов? 8. Какие статистические показатели свидетельствуют о вовлеченности панелистов? 9. Можно ли назвать онлайн исследования репрезентативными? 10. В чем заключаются ограничения в использовании онлайн панелей для изучения Интернет-аудитории? 11. Как связана применимость онлайн методов с категорий товара и его целевой аудиторией? 12. Каким образом, по Вашему мнению, будут развиваться различные методы сбора данных в маркетинговых и социологических исследованиях в течение ближайшего десятилетия? |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гинис Л.А. | Мировые информационные ресурсы, информационный бизнес и Интернет: учебное пособие | ТРТУ, 2006 | |
Л1.2 | А. М. Ветитнев, Я. А. Ашкинадзе | Интернет-маркетинг санаторно-курортных услуг: учеб. пособие | М.: Финансы и статистика, 2007 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под общ. ред. П.В. Акинина | Мировые информационные ресурсы. Интернет: практикум | М.: КноРус, 2008 | |
Л2.2 | Щербаков А.Ю. | Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие | М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Калмыков А.А. | Медиалогия Интернета : для студентов ВУЗов | URSS, 2013 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс на образовательном портале АГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Internet Explorer, Microsoft Office. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
https://www.esomar.org/uploads/public/knowledge-and-standards/codes-and-guidelines/ICCESOMAR_Code_Russian_.pdf https://manual.limesurvey.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
511Д | лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц. |
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. В целом, оценка складывается из следующих видов работ: 1. Посещение занятий, участие в обсуждениях, выполнение заданий преподавателя, работа на семинарских занятиях 2. Проведение онлайн-эксперимента или онлайн-исследования в малых группах из 3- 4-х человек. 3. Подготовка эссе на основе проведённого онлайн-эксперимента или онлайнисследования (в группах). 4. Презентация результатов проведённого онлайн-эксперимента или онлайнисследования и подготовка постера для презентации на постерной сессии. |