МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика интернет-исследований
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_ЦМА-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 121 119 121 119
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 142 144 142

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Д.А. Омельченко

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, С.Г. Максимова

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика интернет-исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Теория и практика Интернет исследований» является знакомство студентов с основными понятиями и инструментами маркетинговых онлайн
исследований. В курсе последовательно рассматриваются предпосылки возникновения онлайн исследований, описывается процесс создания и поддержания онлайн панелей, даются базовые знания об особенностях инструментария для проведения исследований при помощи Интернет, анализируются ключевые тенденции развития исследовательской индустрии. Отдельный блок вопросов посвящен качеству данных, собираемых онлайн, а также способам повышения достоверности таких данных. Курс носит практический характер: в ходе изложения материала активно используются примеры и эмпирические результаты исследований, проведенных в России и других странах. Важной задачей курса является формирование практических навыков студентов по самостоятельному проведению количественных и качественных исследований в сети Интернет

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4.1: Анализирует варианты формирования и реализации управленческих решений в социальной, культурной, экономической сфере для составления экспертных заключений;
ОПК-4.2: Анализирует программы, стратегии, управленческие решения в социальной сфере и разрабатывает предложения по их улучшению
ОПК-4.3: Анализирует и прогнозирует развитие рынков
ОПК-4.4: Анализирует риски внедрения результатов социальных проектов и мероприятий;
ОПК-4.5: Разрабатывает предложения по отбору и организации работы экспертов в исследуемой области
ПК-2.1: Знает методы и методику проведения социальных исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных;
ПК-2.2: Умеет обрабатывать и анализировать данные по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных;
ПК-2.3: Умеет осуществлять исследования по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные возможности, перспективы и ограничения использования технологий онлайн опросов, особенности различных платформ для проведения исследований, правила и требования к проведению онлайн опросов, способы проверки качества данных, собранных с помощью онлайн технологий, методы повышения достоверности данных онлайн опросов, повышения репрезентативности выборки.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать технологии онлайн опросов для проведения социологических исследований, в том числе конструировать различные шкалы и вопросы разного типа, использовать мультимедийные технологии, исследования труднодоступных групп населения, исследования специфических (сензитивных) тем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками создания и проведения онлайн опросов, привлечения респондентов к исследованию, контроля за заполняемостью анкеты, контроля выборки, экспорта данных исследования в другие среды обработки данных (Excel, SPSS).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты проведения Интернет-исследований
1.1. Исследования с использованием Интернет: понятие, история возникновения и развития Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2
1.2. Онлайн панели Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2
1.3. Верификация информации и качество данных в исследованиях с использованием Интернет Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Практические технологии Интернет-исследований
2.1. Инструментарий онлайн исследований Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Создание онлайн панели Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Самостоятельный проект по проведению Интернет-исследования Сам. работа 2 119 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие и виды исследований с использованием Интернет.
2. Преимущества и недостатки онлайн исследований.
3. Онлайн исследования: новые возможности получения социологических данных
4. Методология онлайн исследований: новая парадигма или новое средство
получения данных?
5. Традиционные и онлайн методы исследований – возможности интеграции для
решения практических маркетинговых задач.
6. Каналы доступа к респондентам онлайн и оффлайн. Обоснование популярности
панельных исследований.
7. Качество онлайн панелей: стандарты, методы обеспечения и особенности
внедрения.
8. Исследовательский инструментарий: основные тенденции развития.
9. Влияние дизайна анкеты на качество ответов в онлайн опросах.
10. Новые подходы и методы онлайн тестирования концепций продукта,
креативных материалов, рекламы и веб-сайтов.
11. Качество данных онлайн исследований: достоверность персональной
информации, методы оценки качества заполнения анкет.
12. Выборочные методы в онлайн исследованиях.
13. Основные ошибки онлайн опросов как угроза валидности и надежности данных.
14. Влияние проникновения Интернета на достоверность онлайн исследований.
Особенности применения метода в странах с низким проникновением.
15. Онлайн исследования в России: ключевые игроки, панельные проекты,
динамика развития, товарные категории, которые можно исследовать онлайн.
16. Возможности получения репрезентативных данных в онлайн опросах.
17. Основные тенденции исследовательской индустрии.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Каковы предпосылки появления онлайн исследований? Как связано изменение
восприятия потребителей с возникновением новых методов маркетинговых
исследований?
2. Как можно использовать преимущества Интернета для проведения исследований
традиционными методами?
3. Каковы особенности создания B2C и B2B панелей?
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Теория и практика онлайн исследований»
для направления 39.04.01 «Социология»
8
4. Какие процедуры могут повысить достоверность данных, собираемых при
помощи онлайн панелей?
5. Чем обоснована тенденция к повышению интерактивности исследовательского
инструментария? Дайте ответ с позиции заказчика, представителя
исследовательского агентства и участника исследования.
6. В чем особенности методик изучения внимания к визуальным стимулам: eyetracking и клик-тест?
7. Какими способами можно определить недобросовестных респондентов?
8. Какие статистические показатели свидетельствуют о вовлеченности панелистов?
9. Можно ли назвать онлайн исследования репрезентативными?
10. В чем заключаются ограничения в использовании онлайн панелей для изучения
Интернет-аудитории?
11. Как связана применимость онлайн методов с категорий товара и его целевой
аудиторией?
12. Каким образом, по Вашему мнению, будут развиваться различные методы сбора
данных в маркетинговых и социологических исследованиях в течение
ближайшего десятилетия?
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. М. Ветитнев, Я. А. Ашкинадзе Интернет-маркетинг санаторно-курортных услуг: учеб. пособие М.: Финансы и статистика, 2007
Л1.2 Гинис Л.А. Мировые информационные ресурсы, информационный бизнес и Интернет: учебное пособие ТРТУ, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под общ. ред. П.В. Акинина Мировые информационные ресурсы. Интернет: практикум М.: КноРус, 2008
Л2.2 Калмыков А.А. Медиалогия Интернета : для студентов ВУЗов URSS, 2013
Л2.3 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89693
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7758
6.3. Перечень программного обеспечения
Internet Explorer, Microsoft Office.
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://www.esomar.org/uploads/public/knowledge-and-standards/codes-and-guidelines/ICCESOMAR_Code_Russian_.pdf
https://manual.limesurvey.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
В целом, оценка складывается из следующих видов работ:
1. Посещение занятий, участие в обсуждениях, выполнение заданий преподавателя,
работа на семинарских занятиях
2. Проведение онлайн-эксперимента или онлайн-исследования в малых группах из 3-
4-х человек.
3. Подготовка эссе на основе проведённого онлайн-эксперимента или онлайнисследования (в группах).
4. Презентация результатов проведённого онлайн-эксперимента или онлайнисследования и подготовка постера для презентации на постерной сессии.