МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управленческий анализ
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-35-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Эргардт О.И.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управленческий анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 14.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Санникова Инна Николаевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 14.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Санникова Инна Николаевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студента профессиональных компетенций, связанных с решением профессиональных задач организационно-управленческой и информационно-аналитической деятельности в области стратегического управленческого учета

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: умением применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации
ПК-20: владением навыками подготовки организационных и распорядительных документов, необходимых для создания новых предпринимательских структур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1.Методы финансового менеджмента для оценки активов и управления капиталом компании
2.Принципы формирования дивидендной политики предприятия
3. Принципы формирования оптимальной структуры капитала компании
4.Формы организационных распорядительных документов
5.Методы анализа и методы формирования новых предпринимательских структур
3.2.Уметь:
3.2.1.1.Применять методы финансового менеджмента при оценке структуры капитала и при формировании дивидендной политики компании
2.Анализировать финансовые и экономические показатели
3.Делать выводы и предложения по улучшению финансового состояния компании
4.Разрабатывать распорядительные документы, необходимые для создания новых предпринимательских структур 2. Анализировать деятельность предпринимательских структур
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1.Методами финансового менеджмента при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках.
2.Методами финансового менеджмента при принятии решений в условиях глобализации
3.Навыками подготовки организационных распорядительных документов
4.Методами анализа предпринимательских структур

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1. Современное состояние управленческого анализа и тенденции его развития. Сущность стратегического управленческого анализа. Отличительные различия стратегического и традиционного управленческого учета. Функции и задачи стратегического управленческого учета. Основные требования к организации управленческого учета на предприятиях Лекции 5 1 ПК-4, ПК-20 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Современное состояние управленческого анализа и тенденции его развития. Сущность стратегического управленческого анализа. Отличительные различия стратегического и традиционного управленческого учета. Функции и задачи стратегического управленческого учета. Основные требования к организации управленческого учета на предприятиях Практические 5 2 ПК-4, ПК-20 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Современное состояние управленческого анализа и тенденции его развития. Сущность стратегического управленческого анализа. Отличительные различия стратегического и традиционного управленческого учета. Функции и задачи стратегического управленческого учета. Основные требования к организации управленческого учета на предприятиях Сам. работа 5 20 ПК-4, ПК-20 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА
2.1. Система сбалансированных показателей. Экономическая добавленная стоимость и стоимость компании. Особенности внедрения и применения модели экономической добавленной стоимости. Методологические вопросы учета затрат по видам деятельности. Учет затрат по видам деятельности в управлении затратами и бюджетировании. Анализ распределения косвенных затрат традиционным методом и методом АВС. Лекции 5 1 ПК-4, ПК-20 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Система сбалансированных показателей. Экономическая добавленная стоимость и стоимость компании. Особенности внедрения и применения модели экономической добавленной стоимости. Методологические вопросы учета затрат по видам деятельности. Учет затрат по видам деятельности в управлении затратами и бюджетировании. Анализ распределения косвенных затрат традиционным методом и методом АВС. Практические 5 1 ПК-4, ПК-20 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Система сбалансированных показателей. Экономическая добавленная стоимость и стоимость компании. Особенности внедрения и применения модели экономической добавленной стоимости. Методологические вопросы учета затрат по видам деятельности. Учет затрат по видам деятельности в управлении затратами и бюджетировании. Анализ распределения косвенных затрат традиционным методом и методом АВС. Сам. работа 5 20 ПК-4, ПК-20 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ
3.1. Подходы к стоимостно-ориентиованному управлению предприятием. Создание стоимости в ходе выполнения последовательности бизнес-процессов. Развитие управленческих способностей по созданию стоимости на основе модели зрелости бизнес-процессов. Стратегический анализ создания стоимости в ходе выполнения последовательности бизнес-процессов. Инструменты управления затратами при создании стоимости. Целевое калькулирование себестоимости. Калькулирование непрерывно улучшающейся себестоимости продукции. Концепция затратообразующих факторов Лекции 5 1 ПК-4, ПК-20 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.2. Подходы к стоимостно-ориентиованному управлению предприятием. Создание стоимости в ходе выполнения последовательности бизнес-процессов. Развитие управленческих способностей по созданию стоимости на основе модели зрелости бизнес-процессов. Стратегический анализ создания стоимости в ходе выполнения последовательности бизнес-процессов. Инструменты управления затратами при создании стоимости. Целевое калькулирование себестоимости. Калькулирование непрерывно улучшающейся себестоимости продукции. Концепция затратообразующих факторов Практические 5 1 ПК-4, ПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Подходы к стоимостно-ориентиованному управлению предприятием. Создание стоимости в ходе выполнения последовательности бизнес-процессов. Развитие управленческих способностей по созданию стоимости на основе модели зрелости бизнес-процессов. Стратегический анализ создания стоимости в ходе выполнения последовательности бизнес-процессов. Инструменты управления затратами при создании стоимости. Целевое калькулирование себестоимости. Калькулирование непрерывно улучшающейся себестоимости продукции. Концепция затратообразующих факторов Сам. работа 5 20 ПК-4, ПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В КОНТРОЛЛИНГЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
4.1. Контроллинг безубыточности развития предприятия Эффект операционного рычага. Контроллинг безубыточности при ценообразовании. Система планирования прибыли и бюджетирование. Развитие методик бюджетирования. Проблемы и перспективы бюджетирования на современных предприятиях. Факторный анализ отклонений от стратегии развития организации. Лекции 5 0 ПК-4, ПК-20 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.2. Контроллинг безубыточности развития предприятия Эффект операционного рычага. Контроллинг безубыточности при ценообразовании. Система планирования прибыли и бюджетирование. Развитие методик бюджетирования. Проблемы и перспективы бюджетирования на современных предприятиях. Факторный анализ отклонений от стратегии развития организации. Практические 5 1 ПК-4, ПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.3. Контроллинг безубыточности развития предприятия Эффект операционного рычага. Контроллинг безубыточности при ценообразовании. Система планирования прибыли и бюджетирование. Развитие методик бюджетирования. Проблемы и перспективы бюджетирования на современных предприятиях. Факторный анализ отклонений от стратегии развития организации. Сам. работа 5 18 ПК-4, ПК-20 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА
5.1. Влияние особенностей внешней и внутренней среды на содержание систем контроля. Рычаги контроля. Система диагностического контроля. Система интерактивного контроля. Система убеждений. Система границ. Концептуальные основы измерения затрат и результатов деятельности. Контроль финансовых результатов по центрам ответственности. Зачет 5 4 ПК-4, ПК-20 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
5.2. Влияние особенностей внешней и внутренней среды на содержание систем контроля. Рычаги контроля. Система диагностического контроля. Система интерактивного контроля. Система убеждений. Система границ. Концептуальные основы измерения затрат и результатов деятельности. Контроль финансовых результатов по центрам ответственности. Лекции 5 1 ПК-4, ПК-20 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
5.3. Влияние особенностей внешней и внутренней среды на содержание систем контроля. Рычаги контроля. Система диагностического контроля. Система интерактивного контроля. Система убеждений. Система границ. Концептуальные основы измерения затрат и результатов деятельности. Контроль финансовых результатов по центрам ответственности. Практические 5 1 ПК-4, ПК-20 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
5.4. Влияние особенностей внешней и внутренней среды на содержание систем контроля. Рычаги контроля. Система диагностического контроля. Система интерактивного контроля. Система убеждений. Система границ. Концептуальные основы измерения затрат и результатов деятельности. Контроль финансовых результатов по центрам ответственности. Сам. работа 5 16 ПК-4, ПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: учебник М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°, 2016
Л1.2 Сигунова Т. А., Кутинова Н. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие: учебник Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017
Л1.3 Бариленко В.И. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. : Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2F4B4CC7-7BA4-44DC-AE50-F67A7D0B1DF7/kompleksnyy-analiz-hozyaystvennoy-deyatelnosti
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриева И. М. , Машинистова Г. Е. , Харакоз Ю. К. Финансовый и управленческий учет в условиях перехода на МСФО. Теория и практика: монография: учебник М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015
Л2.2 Войтоловский Н.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в 2 ч. : Учебник Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/BA2F1116-550E-4415-A9B4-85DE5D17AB49/ekonomicheskiy-analiz-v-2-ch-chast-1
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Семиколенова М.Н. Стратегический управленческий учет: учебное пособие: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/756
Л3.2 М. Н. Семиколенова [и др.] Бухгалтерский управленческий учет: практикум: практикум Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2852
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://e.lanbook.com
Э2 http://www.bibioclub.ru
Э3 http://www.minfin.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины и практическое его применение в расчетах. Рекомендуется самостоятельное изучение законодательства РФ, доступной учебной и научной литературы.
Степень овладения знаниями и практическими навыками определяется в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
С целью текущего контроля знаний проводится проверка выполнения практических работ, тестов, предусмотренных календарно-тематическим планом, а также устный опрос студентов преподавателем.
С целью промежуточной аттестации проводится зачет. К сдаче зачета допускаются студенты, успешно выполнившие практические задания в соответствии с календарно-тематическим планом.