МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецхранение музейных предметов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 69
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 0
Практические 30 30 0
Сам. работа 69 69 0
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 27 144 27

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Спецхранение музейных предметов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование знаний по спецучету и хранению музейных предметов на основе принципа подлинности культурного наследия, знаний категориального аппарата и методов ведения специальной музейной документации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способность применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов
ПК-2 Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
ПК-3 Способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы комплектования, хранения и экспонирования музейных предметов
Методику определения музейных предметов
Инструкции по приему и учету музейных коллекций
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять методику комплектования, хранения и демонстрации музейных предметов на практике
Устанавливать подлинность музейных предметов
Составлять документацию на музейные коллекции
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками выявления, регистрации, консервации, размещения музейных предметов
Приемами описания и измерения музейных предметов
Навыками ведения музейной учетной документации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Инвентаризация музейных предметов: понятие, методы, значение.
2. Температурно-влажностный режим хранения фондов: особенности, возможности, трудности, значение.
3. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в музейных помещениях.
4. Особенности хранения различных категорий музейных предметов в фондах.
5. Общая характеристика нормативных документов по специальному учету, комплектованию и хранению музейных ценностей.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практическое задание для самостоятельной работы: Учет и хранение музейных предметов из драгоценных металлов
Вопросы:
1. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней: общие установки документа.
2. Инвентаризация предметов из драгметаллов.
Литература
Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР // http://www.spbpravo.ru
Федеральный закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях (извлечение) // http://www.assay.ru
Практическое задание для самостоятельной работы: Оборудование музейных спецхранилищ
Вопросы:
1. Спецхранилище: понятие и основы рациональной организации.
2. Основные системы оборудования спецхранилищ
3. Опыт проектирования оборудования для спецхранилища археологических предметов.
Литература
Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по специальности «История» / Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. М.: Высшая школа, 1988. 191–192.
Музейное дело России: монография / под общ. ред. М.Е. Каулен, И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. М.: Изд-во ВК, 2005. С. 301–302.
Киселев В.В. Классификация оборудования экспозиций и фондохранилищ музеев // Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев. М., 1985. Сборник научных трудов №139. С. 48–80.
Михайловская А.И. Перспективы рациональной организации фондохранилищ музеев // Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев. Сборник научных трудов №139. М., 1985. С. 81–87.
Науменко Е.С., Майстровская М.Т. Опыт проектирования современного музейного оборудования // Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев. М., 1985. Сборник научных трудов №139. С. 88, 92–95.
Музейные термины // Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. / Центр. музей революции СССР. М., 1986.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью учетно-хранительской работы в музее, ориентированной на специальное хранение. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с особенностями определения различных групп музейных предметов, ведения музейной документации, с понятийным аппаратом по фондовой работе музея, с содержанием нормативно-правовых документов по учету, хранению и комплектованию музейных собраний; обратить внимание на методику составления паспорта научного описания для каталогизации музейных предметов; уяснить правила обеспечения сохранности музейных коллекций и техники безопасности, обеспечивающих физическую сохранность музейных собраний.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (тестовые задания, письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К экзамену допускаются студенты-бакалавры не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить работу студента-бакалавра по дисциплине «Спецхранение музейных предметов», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.