Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-2- 2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой д.пс.н., профессор И.А. Ральникова
1.1. | формирование базовых представлений о нормативно-правовой и морально-нравственной регуляции профессиональной деятельности психолога; усвоение знаний об основных юридических и этических принципах организации профессиональной деятельности психолога; формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности психолога-практика; формирование навыков решения этических проблем в профессиональной деятельности психолога. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01 |
,ОК -2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОПК-2 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-6 | способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе нормативно-одобренного способа деятельности; этапы профессионального развития и их содержательные характеристики; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности; различные нормативно-правовые документы регламентирующие трудовую деятельность в организациях; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить нормативно-правовой и этический анализ профессиональной деятельности и соотносить нормативно одобренный и субъективно принятый способ деятельности с точки зрения нормативно-правовой и этической стороны организации профессиональной деятельности; планировать и проводить исследование профессиональной деятельности; проводить комплексный анализ профессиональной деятельности с нормативно-правовых и этических принципов ее организации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами анализа факторов профессионального развития/выгорания; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем; планированием практико-ориентированного исследования с учетом нормативно-правовых и этических проблем в работе психолога; навыками планирования юридически и этически грамотной профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Связь психологии с другими науками и ее отрасли. Современная психология как психологическая практика. | ||||||
1.1. | Основные уровни анализа профессиональной деятельности психолога: нормативно-правовой, моральный, нравственный | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.2. | Нормативная документация в работе практического психолога | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.3. | Перечень этических принципов практического психолога | Сам. работа | 1 | 11 | ОПК-2, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.4. | Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-2, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.5. | Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-2, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.6. | Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. | Практические | 1 | 1 | ОПК-2, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.7. | Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-2, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 2. ДПсихологическая работа в различных сферах деятельности. Основные виды психологических практик в разных сферах деятельности психолога | ||||||
2.1. | Модели психологической службы и ее кадровое обеспечение. | Лекции | 1 | 3 | ОПК-2, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.2. | Модели психологических служб в центрах медико-социальной и психолого-педагогической помощи населению | Практические | 1 | 1 | ОПК-2, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.3. | Модели психологических служб в центрах медико-социальной и психолого-педагогической помощи населению | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-2, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.4. | Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-2, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.5. | Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан | Практические | 1 | 1 | ОПК-2, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.6. | Тарифно-квалификационные требования к должности психолога. Требования к квалификации практических психологов при присвоении им квалификационной категории | Практические | 1 | 1 | ОПК-2, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.7. | Экзамен | 1 | 9 | ,ОК -2, ОПК-2, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. | Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: Словарь-справочник по психодиагностике . | М. - СПб.,, 2009 | |
Л1.2 | ред.: Горбатов Д.С. | Этические стандарты психологов. Практикум по психологическому исследованию: : Учебное пособие. – | Самара,, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | ред. С.Д. Воробьева, С.Г. Крылова. | Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов РФ. : Сборник | Екатеринбург, , 2013. | |
Л2.2 | ред. А. А. Деркача | Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности /: Учебно-методическое пособие | Под– М.: Изд. дом «Красная площадь», , 2013. | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Шамардина М.В. | Правовое обеспечение деятельности психолога [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / АлтГУ ; сост. М. В. Шамардина. - Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254.: учебно-методическое пособие | Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254., 2018 | URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5768 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | https://vuzlit.ru/1314845/pravovye_aspekty_deyatelnosti_psihologa | |||
Э2 | https://studizba.com/lectures/61-psihologiya/939-lekcii-po-detskoy-prakticheskoy-psihologii/17283-normativno-pravovye-aspekty-deyatelnosti-detskogo-prakticheskogo-psihologa.html | |||
Э3 | ЭБС «Университетская библиотека online»: h | biblioclub.ru | ||
Э4 | курс в Moodle Отрасли психологии психологические практики и психологические службы | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional; Office 2010 Professional Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций При освоении курса «Отрасли психологии. Психологические практики и психологические службы.» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс. Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой в данном УМК к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности. Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю. Изучение студентами дисциплины «Отрасли психологии. Психологические практики и психологические службы» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятиях при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д. В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов. В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические указания по организации самостоятельной работы В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине − для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др. − для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др. − для формирования умений: анализ теоретической профессионально-ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др. Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к зачету/экзамену. |