МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастное психологическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 47
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 47 47 47 47
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Стакрший преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
д.психол.наук, зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Возрастное психологическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 946 Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является овладение студентами принципами и содержанием деятельности возрастного психолога; формирование у студентов практических навыков возрастно-психологического консультирования в логике возрастно-нормативных моделей развития человека. Данная цель конкретизируется в ряде задач:
• обобщение и структурирование знаний студентов о закономерностях развития в целом, в отдельные возрастные периоды, соотнести основные понятия «Возрастной психологии» с принципами практической работы психолога;
• определение специфики психологического консультирования как одного из видов психологической помощи и деятельности практического психолога;
• ознакомление студентов с особенностями психологического обследования ребенка, с рядом психодиагностических методик, применяемых в ходе диагностического этапа возрастно-психологического консультирования;
• формирование у студентов навыков применения конкретных психодиагности-ческих методик в ходе возрастно-психологического консультирования, навыков взаимо-действия с клиентом;
• развитие представлений студентов о взаимосвязи особенностей семейного воспитания и психического развития ребенка;
• развитие у студентов способности к анализу конкретных проблемных ситуаций консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.24

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-4 способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О возрастно-психологическом консультировании как сфере практики осуществляющей реализацию важнейшей задачи возрастной психологии – контроль за психическим развитием ребенка. Основные принципы возрастно-психологического консультирования, его специфику по сравнению с другими направлениями практической деятельности психолога, знать особенности каждого из этапов работы с клиентом.
3.2.Уметь:
3.2.1.Студенты должны уметь прослеживать взаимосвязи возрастно-психологического консультирования с фундаментальными теоретическими дисциплинами, такими, как общая, возрастная и педагогическая психология и психологическое консультирование.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Подбора диагностических методик в соответствии с проблемой клиента, навыками проведения диагностических процедур и анализа полученных результатов, уметь представлять полученные данные в психологическом заключении. Иметь навыки консультирования родителей по различным проблемам детского развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. Введение в возрастно-психологическое консультирование
1.1. Взаимосвязь возрастной психологии и возрастно-психологического консультирования. Лекции 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Специфика возрастно-психологического консультирования Лекции 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Понятие о психологической информации. Сам. работа 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Понятие психологической помощи. Сравнительный анализ видов психологической помощи. Сам. работа 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Понятие о психологической информации. Свойства психологической информации. Критерии достоверности психологической информации Практические 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Характеристика этапов возрастно-психологического консультирования
2.1. Этапы возрастного психологического консультирования. Лекции 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Правила организации времени и места консультации. Возможности клиента и консультанта в выборе места и времени работы. Сам. работа 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Этические нормы консультирования. Сам. работа 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Первый этап – этап сбора первичной информации. Основные задачи консультанта на данном этапе Практические 7 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Анализ жалобы, запроса и проблемы клиента. Лекции 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Возможные барьеры общения и пути их преодоления. Правила проведения беседы с родителями. Сам. работа 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Характеристика диагностического этапа возрастно-психологического консультирования. Основные принципы диагностики психического развития Сам. работа 7 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Основные принципы возрастно-психологической диагностики в отечественной психологии. Структура возраста как основание для построения целостного психологического диагноза. Сам. работа 7 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Понятие «нормы» в психологии развития. Сам. работа 7 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Методы исследования социальной ситуации развития ребенка (генограмма, совместная деятельность, игра, рисунок, лепка в психологической консультации). Лекции 7 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Методическое обеспечение этапа диагностического обследования. Классификация диагностических средств психолога-консультанта Сам. работа 7 3 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Общие рекомендации к построению обследования. Тестовое и клиническое обследование. Сам. работа 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Практические 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Схема наблюдения за поведением и деятельностью ребенка в процессе обследования. Практические 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.15. Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Сам. работа 7 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.16. Симптоматический, этиологический и типологический уровни психологического диагноза. Сам. работа 7 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.17. Особенности аналитического этапа возрастно-психологического консультирования. Основные принципы анализа полученной информации Практические 7 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.18. Основные «блоки» психологического заключения. Схема составления психологического заключения. Лекции 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.19. Проблема психологического прогнозирования. Сам. работа 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.20. Понятие «условно-вариативного» прогнозирования, его значение для дальнейшей коррекционной работы. Сам. работа 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.21. Характеристика заключительного этапа возрастно-психологического консультирования. Содержание итоговой беседы с родителями. Сам. работа 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.22. Правила проведения итоговой беседы с родителем. Проблема поиск адекватного языка для сообщения психологического диагноза родителю. Сам. работа 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.23. Родительский клуб как форма психологического консультирования. Детско-родительские группы. Сам. работа 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.24. Этап коррекционно-развивающей работы. Разработка коррекционно-развивающих программ Практические 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.25. Общая характеристика формирующих и проектирующих методов в возрастно-психологическом консультировании. Задачи коррекции психического развития ребенка. Формы коррекции. Сам. работа 7 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.26. Пути коррекции психологических трудностей детей разных возрастных групп. Практические 7 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.27. Итоговая аттестация по курсу Экзамен 7 27 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шаповаленко И. В. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зыков Е.В., Базаева Г.В., Хухлаева О.В. - под ред. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс в Moodle "Возрастно-психологическое консультирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.