МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастное психологическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кад. психол. наук, доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
д.психол.наук, зав. кафедрой, Ральниова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Возрастное психологическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность 030301 «ПСИХОЛОГИЯ» КВАЛИФИКАЦИЯ – ПСИХОЛОГ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ. Утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 марта 2000 г. № 235 гум/сп Программа разработана для заочной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является овладение студентами принципами и содержанием деятельности возрастного психолога; формирование у студентов практических навыков возрастно-психологического консультирования в логике возрастно-нормативных моделей развития человека. Данная цель конкретизируется в ряде задач:
• обобщение и структурирование знаний студентов о закономерностях развития в целом, в отдельные возрастные периоды, соотнести основные понятия «Возрастной психологии» с принципами практической работы психолога;
• определение специфики психологического консультирования как одного из видов психологической помощи и деятельности практического психолога;
• ознакомление студентов с особенностями психологического обследования ре-бенка, с рядом психодиагностических методик, применяемых в ходе диагностического этапа возрастно-психологического консультирования;
• формирование у студентов навыков применения конкретных психодиагности-ческих методик в ходе возрастно-психологического консультирования, навыков взаимо-действия с клиентом;
• развитие представлений студентов о взаимосвязи особенностей семейного воспитания и психического развития ребенка;
• развитие у студентов способности к анализу конкретных проблемных ситуаций консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.23

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-4 способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О возрастно-психологическом консультировании как сфере практики осуществляющей реализацию важнейшей задачи возрастной психологии – контроль за психическим развитием ребенка.
3.2.Уметь:
3.2.1.Основные принципы возрастно-психологического консультирования, его специфику по сравнению с другими направлениями практической деятельности психолога, знать особенности каждого из этапов работы с клиентом.
Студенты должны уметь прослеживать взаимосвязи возрастно-психологического консультирования с фундаментальными теоретическими дисциплинами, такими, как общая, возрастная и педагогическая психология и психологическое консультирование.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Подбора диагностических методик в соответствии с проблемой клиента, навыками проведения диагностических процедур и анализа полученных результатов, уметь представлять полученные данные в психологическом заключении.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. Введение в возрастно-психологическое консультирование
1.1. Взаимосвязь возрастной психологии и возрастно-психологического консультирования. Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л2.1
1.2. Специфика возрастно-психологического консультирования Сам. работа 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.5, Л1.4, Л2.1
1.3. Понятие о психологической информации. Сам. работа 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л2.1
1.4. Понятие психологической помощи. Сравнительный анализ видов психологической помощи. Сам. работа 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л1.1, Л1.4
1.5. Понятие о психологической информации. Свойства психологической информации. Критерии достоверности психологической информации Сам. работа 5 6 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.4
Раздел 2. Характеристика этапов возрастно-психологического консультирования
2.1. Этапы возрастного психологического консультирования. Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л2.1
2.2. Правила организации времени и места консультации. Возможности клиента и консультанта в выборе места и времени работы. Сам. работа 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.3
2.3. Этические нормы консультирования. Сам. работа 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л2.4, Л1.2
2.4. Первый этап – этап сбора первичной информации. Основные задачи консультанта на данном этапе Сам. работа 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.3
2.5. Анализ жалобы, запроса и проблемы клиента. Сам. работа 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3
2.6. Возможные барьеры общения и пути их преодоления. Правила проведения беседы с родителями. Сам. работа 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л2.1, Л2.3
2.7. Характеристика диагностического этапа возрастно-психологического консультирования. Основные принципы диагностики психического развития Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л1.4
2.8. Основные принципы возрастно-психологической диагностики в отечественной психологии. Структура возраста как основание для построения целостного психологического диагноза. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л2.3
2.9. Понятие «нормы» в психологии развития. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л2.3
2.10. Методы исследования социальной ситуации развития ребенка (генограмма, совместная деятельность, игра, рисунок, лепка в психологической консультации). Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л2.2, Л1.4, Л2.3
2.11. Методическое обеспечение этапа диагностического обследования. Классификация диагностических средств психолога-консультанта Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л2.3
2.12. Общие рекомендации к построению обследования. Тестовое и клиническое обследование. Сам. работа 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л2.2, Л1.4, Л2.3
2.13. Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л2.2, Л2.3
2.14. Схема наблюдения за поведением и деятельностью ребенка в процессе обследования. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л2.3
2.15. Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.3
2.16. Симптоматический, этиологический и типологический уровни психологического диагноза. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л2.5, Л1.4, Л2.3
2.17. Особенности аналитического этапа возрастно-психологического консультирования. Основные принципы анализа полученной информации Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.18. Основные «блоки» психологического заключения. Схема составления психологического заключения. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л2.3
2.19. Проблема психологического прогнозирования. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л1.5, Л1.4, Л2.1, Л2.3
2.20. Понятие «условно-вариативного» прогнозирования, его значение для дальнейшей коррекционной работы. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.3
2.21. Характеристика заключительного этапа возрастно-психологического консультирования. Содержание итоговой беседы с родителями. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.5, Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.3
2.22. Правила проведения итоговой беседы с родителем. Проблема поиск адекватного языка для сообщения психологического диагноза родителю. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.3
2.23. Родительский клуб как форма психологического консультирования. Детско-родительские группы. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.3
2.24. Этап коррекционно-развивающей работы. Разработка коррекционно-развивающих программ Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.3
2.25. Общая характеристика формирующих и проектирующих методов в возрастно-психологическом консультировании. Задачи коррекции психического развития ребенка. Формы коррекции. Сам. работа 5 5 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л2.3
2.26. Пути коррекции психологических трудностей детей разных возрастных групп. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-4 Л1.3, Л1.5, Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
1. Предмет и задачи возрастно-психологического консультирования.
2. Основные принципы возрастно-психологического консультирования.
3. Формы организации возрастно-психологического консультирования.
4. Общая характеристика этапов возрастно-психологического консультирования.
5. Характеристика первого этапа возрастно-психологического
6. Характеристика второго этапа возрастно-психологического консультирования
7. Характеристика третьего этапа возрастно-психологического консультирования
8. Характеристика четвертого этапа возрастно-психологического консультирования
9. Организация и построение беседы с родителем на разных этапах возрастно-психологического консультирования.
10. Анализ запроса, жалобы и проблемы клиента.
11. Схема сбора анамнеза.
12. Схема наблюдения за деятельностью ребенка в процессе обследования и консультирования.
13. Схема составления психологического заключения.
14. Возможные барьеры в общении в процессе консультирования и их последствия.
15. Психологический диагноз и проблема психологического прогнозирования.
16. Возрастно-нормативный подход в психологическом консультировании.
17. Кризис современного детства.
18. Понятие о психологической информации, ее источниках.
19. Свойства психологической информации.
20. Понятие о психологической задаче.
21. Виды гуманитарной помощи.
22. Психологическая помощь. Виды психологической помощи.
23. Актуальные проблемы детского развития на современном этапе.
24. Критерии эффективности психологического консультирования.
25. Правила проведения первичной и итоговой бесед с родителями.
26. «Родительский клуб» как форма психологического консультирования.
27. Формы коррекции психического развития ребенка.
28. Детско-родительские группы.
29. Типология причин обращения к психологу-консультанту на разных этапах возрастного развития.
30. Специфика возрастно-психологического консультирования, его отличие от других видов психологической помощи.
31. Симптоматический, этиологический и типологический уровни психологического диагноза.
32. Игра как метод изучения нарушений развития.
33. Методы диагностики развития возрастных новообразований и ведущей деятельности.
34. Методы обследования умственного развития.
35. Методы изучения особенностей общения со взрослыми и сверстниками.
36. Методы исследования отношения ребенка к семье.
37. Особенности тестового и клинического обследования.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основные принципы возрастно-психологического консультирования.
2. Формы организации возрастно-психологического консультирования.
3. Общая характеристика этапов возрастно-психологического консультирования.
4. Характеристика первого этапа возрастно-психологического консультирования – этапа сбора первичной информации.
5. Характеристика второго этапа возрастно-психологического консультирования – этапа диагностического обследования.
6. Характеристика третьего этапа возрастно-психологического консультирования – этапа аналитической работы.
7. Характеристика четвертого этапа возрастно-психологического консультирования – за-ключительного этапа консультирования.
8. Организация и построение беседы с родителем на разных этапах возрастно-психологического консультирования.
9. Анализ запроса, жалобы и проблемы клиента.
10. Схема сбора анамнеза.
11. Принципы возрастно-психологической диагностики.
12. Схема наблюдения за деятельностью ребенка в процессе обследования и консультирова-ния.
13. Схема составления психологического заключения.
14. Правила проведения итоговой беседы с родителем.
15. Возможные барьеры в общении в процессе консультирования и их последствия.
16. Методическое обеспечение этапа диагностического обследования.
17. Психологический диагноз и проблема психологического прогнозирования.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Групповые творческие задания

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
Л1.2 Г. В. Бурменская Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие М. : [МПСИ], 2007
Л1.3 М. В. Хозиева Практикум по возрастно-психологическому консультированию: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2005
Л1.4 Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. : , 2004
Л1.5 Выготский Л.С. Психология развития ребенка: М. : Эксмо, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? : , 1995
Л2.2 Анастази А. Урбина С Психологическое тестирование: Учебник Питер, 2009
Л2.3 ред. И.В. Дубровина Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.: , 2000
Л2.4 И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия М. : Академия, 2007
Л2.5 А. Г. Лидерс Психологическое обследование семьи: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 курс в Moodle "Возрастно-психологическое консультирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

ля полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к семинарским занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. При работе со списком основной литературы и подготовкой доклада студенту рекомендуется:
 составить план материала,
 при изложении материала стремиться воспроизвести содержание простым и понятным языком, чтобы коллеги могли также «ощутить компетентность» по данному вопросу
 подготовить примеры «из жизни» для иллюстрации ключевых положений доклада
 время доклада или выступления – 5-6 минут
 после доклада предполагается время для уточнения возможных неточностей в изложении (вопросы задаются и студентами и преподавателем)
 Рекомендуется использование наглядности при изложении (таблицы, графики)
 Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.
5. Выполнение индивидуальных творческих заданий требует, во-первых осуществление поисковой деятельности по выделенной теме, оформление результатов поиска, а во-вторых представление проделанной работы на практическом занятии.
6. Выполнение групповых творческих заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение семинарских и практических занятий