МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастное психологическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
д.психол.наук, зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Возрастное психологическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является овладение студентами принципами и содержанием деятельности возрастного психолога; формирование у студентов практических навыков возрастно-психологического консультирования в логике возрастно-нормативных моделей развития человека. Данная цель конкретизируется в ряде задач:
• обобщение и структурирование знаний студентов о закономерностях развития в целом, в отдельные возрастные периоды, соотнести основные понятия «Возрастной психологии» с принципами практической работы психолога;
• определение специфики психологического консультирования как одного из видов психологической помощи и деятельности практического психолога;
• ознакомление студентов с особенностями психологического обследования ребенка, с рядом психодиагностических методик, применяемых в ходе диагностического этапа возрастно-психологического консультирования;
• формирование у студентов навыков применения конкретных психодиагности-ческих методик в ходе возрастно-психологического консультирования, навыков взаимо-действия с клиентом;
• развитие представлений студентов о взаимосвязи особенностей семейного воспитания и психического развития ребенка;
• развитие у студентов способности к анализу конкретных проблемных ситуаций консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-33 способностью консультировать детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О возрастно-психологическом консультировании как сфере практики осуществляющей реализацию важнейшей задачи возрастной психологии – контроль за психическим развитием ребенка. Основные принципы возрастно-психологического консультирования, его специфику по сравнению с другими направлениями практической деятельности психолога, знать особенности каждого из этапов работы с клиентом.
3.2.Уметь:
3.2.1.Студенты должны уметь прослеживать взаимосвязи возрастно-психологического консультирования с фундаментальными теоретическими дисциплинами, такими, как общая, возрастная и педагогическая психология и психологическое консультирование.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Подбора диагностических методик в соответствии с проблемой клиента, навыками проведения диагностических процедур и анализа полученных результатов, уметь представлять полученные данные в психологическом заключении. Иметь навыки консультирования родителей по различным проблемам детского развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. Введение в возрастно-психологическое консультирование
1.1. Взаимосвязь возрастной психологии и возрастно-психологического консультирования. Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Специфика возрастно-психологического консультирования Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Понятие о психологической информации. Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Понятие психологической помощи. Сравнительный анализ видов психологической помощи. Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Понятие о психологической информации. Свойства психологической информации. Критерии достоверности психологической информации Практические 7 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Характеристика этапов возрастно-психологического консультирования
2.1. Этапы возрастного психологического консультирования. Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Правила организации времени и места консультации. Возможности клиента и консультанта в выборе места и времени работы. Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Этические нормы консультирования. Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Первый этап – этап сбора первичной информации. Основные задачи консультанта на данном этапе Практические 7 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Анализ жалобы, запроса и проблемы клиента. Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Возможные барьеры общения и пути их преодоления. Правила проведения беседы с родителями. Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Характеристика диагностического этапа возрастно-психологического консультирования. Основные принципы диагностики психического развития Практические 7 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Основные принципы возрастно-психологической диагностики в отечественной психологии. Структура возраста как основание для построения целостного психологического диагноза. Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Понятие «нормы» в психологии развития. Сам. работа 7 4 ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Методы исследования социальной ситуации развития ребенка (генограмма, совместная деятельность, игра, рисунок, лепка в психологической консультации). Лекции 7 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Методическое обеспечение этапа диагностического обследования. Классификация диагностических средств психолога-консультанта Сам. работа 7 3 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Общие рекомендации к построению обследования. Тестовое и клиническое обследование. Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Практические 7 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Схема наблюдения за поведением и деятельностью ребенка в процессе обследования. Практические 7 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.15. Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.16. Симптоматический, этиологический и типологический уровни психологического диагноза. Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.17. Особенности аналитического этапа возрастно-психологического консультирования. Основные принципы анализа полученной информации Практические 7 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.18. Основные «блоки» психологического заключения. Схема составления психологического заключения. Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.19. Проблема психологического прогнозирования. Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.20. Понятие «условно-вариативного» прогнозирования, его значение для дальнейшей коррекционной работы. Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.21. Характеристика заключительного этапа возрастно-психологического консультирования. Содержание итоговой беседы с родителями. Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.22. Правила проведения итоговой беседы с родителем. Проблема поиск адекватного языка для сообщения психологического диагноза родителю. Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.23. Родительский клуб как форма психологического консультирования. Детско-родительские группы. Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.24. Этап коррекционно-развивающей работы. Разработка коррекционно-развивающих программ Практические 7 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.25. Общая характеристика формирующих и проектирующих методов в возрастно-психологическом консультировании. Задачи коррекции психического развития ребенка. Формы коррекции. Сам. работа 7 5 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.26. Пути коррекции психологических трудностей детей разных возрастных групп. Практические 7 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-33 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шаповаленко И. В. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зыков Е.В., Базаева Г.В., Хухлаева О.В. - под ред. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс в Moodle" Возрастно-психологическое консультирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.