Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Целью курса является овладение студентами принципами и содержанием деятельности возрастного психолога; формирование у студентов практических навыков возрастно-психологического консультирования в логике возрастно-нормативных моделей развития человека. Данная цель конкретизируется в ряде задач: • обобщение и структурирование знаний студентов о закономерностях развития в целом, в отдельные возрастные периоды, соотнести основные понятия «Возрастной психологии» с принципами практической работы психолога; • определение специфики психологического консультирования как одного из видов психологической помощи и деятельности практического психолога; • ознакомление студентов с особенностями психологического обследования ребенка, с рядом психодиагностических методик, применяемых в ходе диагностического этапа возрастно-психологического консультирования; • формирование у студентов навыков применения конкретных психодиагности-ческих методик в ходе возрастно-психологического консультирования, навыков взаимо-действия с клиентом; • развитие представлений студентов о взаимосвязи особенностей семейного воспитания и психического развития ребенка; • развитие у студентов способности к анализу конкретных проблемных ситуаций консультирования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-33 | способностью консультировать детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О возрастно-психологическом консультировании как сфере практики осуществляющей реализацию важнейшей задачи возрастной психологии – контроль за психическим развитием ребенка. Основные принципы возрастно-психологического консультирования, его специфику по сравнению с другими направлениями практической деятельности психолога, знать особенности каждого из этапов работы с клиентом. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Студенты должны уметь прослеживать взаимосвязи возрастно-психологического консультирования с фундаментальными теоретическими дисциплинами, такими, как общая, возрастная и педагогическая психология и психологическое консультирование. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Подбора диагностических методик в соответствии с проблемой клиента, навыками проведения диагностических процедур и анализа полученных результатов, уметь представлять полученные данные в психологическом заключении. Иметь навыки консультирования родителей по различным проблемам детского развития. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. Введение в возрастно-психологическое консультирование | ||||||
1.1. | Взаимосвязь возрастной психологии и возрастно-психологического консультирования.Специфика возрастно-психологического консультирования | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Понятие о психологической информации. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Понятие психологической помощи. Сравнительный анализ видов психологической помощи. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Понятие о психологической информации. Свойства психологической информации. Критерии достоверности психологической информации | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Характеристика этапов возрастно-психологического консультирования | ||||||
2.1. | Этапы возрастного психологического консультирования.Анализ жалобы, запроса и проблемы клиента. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Правила организации времени и места консультации. Возможности клиента и консультанта в выборе места и времени работы. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Этические нормы консультирования. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Первый этап – этап сбора первичной информации. Основные задачи консультанта на данном этапе | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Возможные барьеры общения и пути их преодоления. Правила проведения беседы с родителями. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Характеристика диагностического этапа возрастно-психологического консультирования. Основные принципы диагностики психического развития | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Основные принципы возрастно-психологической диагностики в отечественной психологии. Структура возраста как основание для построения целостного психологического диагноза. | Сам. работа | 4 | 5 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.8. | Понятие «нормы» в психологии развития. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.9. | Методы исследования социальной ситуации развития ребенка (генограмма, совместная деятельность, игра, рисунок, лепка в психологической консультации). | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.10. | Методическое обеспечение этапа диагностического обследования. Классификация диагностических средств психолога-консультанта | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.11. | Общие рекомендации к построению обследования. Тестовое и клиническое обследование. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.12. | Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Схема наблюдения за поведением и деятельностью ребенка в процессе обследования. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.13. | Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.14. | Симптоматический, этиологический и типологический уровни психологического диагноза. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.15. | Особенности аналитического этапа возрастно-психологического консультирования. Основные принципы анализа полученной информации | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.16. | Основные «блоки» психологического заключения. Схема составления психологического заключения. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.17. | Проблема психологического прогнозирования. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.18. | Понятие «условно-вариативного» прогнозирования, его значение для дальнейшей коррекционной работы. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.19. | Характеристика заключительного этапа возрастно-психологического консультирования. Содержание итоговой беседы с родителями. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.20. | Правила проведения итоговой беседы с родителем. Проблема поиск адекватного языка для сообщения психологического диагноза родителю. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.21. | Родительский клуб как форма психологического консультирования. Детско-родительские группы. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.22. | Этап коррекционно-развивающей работы. Разработка коррекционно-развивающих программ. Пути коррекции психологических трудностей детей разных возрастных групп. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.23. | Общая характеристика формирующих и проектирующих методов в возрастно-психологическом консультировании. Задачи коррекции психического развития ребенка. Формы коррекции. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.24. | Итоговая аттестация по курсу | Экзамен | 4 | 0 | ОПК-1, ПК-11, ПК-33 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шаповаленко И. В. | ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Суркова Е.Г. | Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2008 | www.lib.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зыков Е.В., Базаева Г.В., Хухлаева О.В. - под ред. | ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
Э3 | курс в Moodle Возрастно-психологическое консультирование | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы. 5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование. |