МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в физическую географию
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Рыгалова Н.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в физическую географию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомиться с основными теоретическими и методологическими основами и их становлением в физической географии.
Задачи:
1) ознакомиться с объектом и предметом физической географии;
2) рассмотреть историю формирования географических идей;
3) ознакомиться с основными теоретическими и методологическими идеями физической географии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об иерархии научного знания; теоретические и методологические основы физической географии.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать научные географические тексты, составлять по ним рефераты; устно излагать содержание рефератов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.установлением причинно-следственных связей; использованием методов и приёмов физической географии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Объект и предмет физической географии.
1.1. Ландшафтная сфера. Географическая среда. Географическая оболочка. Научная и географическая картина мира. Лекции 1 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Аристотель и его философская школа (географическая система мироздания). Клавдий Птолемей и его вклад в географию. Практические 1 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Объект и предмет физической географии Сам. работа 1 9 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. История географии.
2.1. География в эпоху рабовладельческого строя (Древний Восток, Древняя Греция, Римское государство). География в эпохусредневековья (упадок Римской империи, феодальная Европа, средневековый Восток, география Южной и Восточной Азии, позднее средневековье в Европе). Эпоха Великих географических открытий (период подготовки ВГО, первый период ВГО, второй период ВГО, начало Нового времени, географический детерминизм). География Нового времени (буржуазная революция в Европе, исследование океанов англичанами, хорологическая концепция в географии, географические общества). Зародение современной географии (специализированные исследованияотдельных компонентов, научные школы, формирование учений, географическое образование). Современная география (развитие основных теорий гографии, советская география, послевоенное время, развитие прикладных направлений в географии, сквозные направления). Лекции 1 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Путешествие Марко Поло. Развитие философской мысли и естествознания Леонардо да Винчи. Реформы Петра I. Географические идеи В.И. Вернадского. Научная школа В.В. Докучаева. Деятельность РГО. Географические взгляды К. Риттера и И. Канта. Русские кругосветные экспедиции. Практические 1 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.3. История географии Сам. работа 1 9 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 3. Система географических наук и проблема её развития.
3.1. Проблемы дифференциации и интеграции географии. Структурные уровни организации географической науки. География как научная и образовательная дисциплина. Лекции 1 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.2. Составление списка исследователей и их вклада в становление и развитие физической географии. Практические 1 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.3. Составление списка исследователей и их вклада в становление и развитие физической географии. Сам. работа 1 9
Раздел 4. Иерархия научных знаний.
4.1. Законы и закономерности. Учения общенаучные, общегеографические, физической географии. Теории общенаучные, общегеографические, физической географии. Концепции общенаучные и физико-географические. Гипотезы. Лекции 1 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.2. Иерархия научных знаний: учение, теория, концепция, гипотеа, понятие, термин, парадигма. Учения о географической среде, о геосистемах, о географической оболочке, о географической зональности, о географическом ландшафте, о ПТК. Теории физико-географического районирования, тектоники литосферных плит, прогнозирования. Концепции морфоструктурная, географической экспертизы, поляризованного ланшдшафта. Гипотезы космогоническая, происхождения жизни на Земле, дрейфа материков, расширяющейся Земли, парникового эффекта. Практические 1 8 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.3. Иерархия научных знаний Сам. работа 1 9 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 5. Географическое мышление.
5.1. Сущность и структура понятий. Подходы. Лекции 1 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.2. Формирование географического мышления. Современная радикальная география Запада. Географические школы. Практические 1 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.3. Географическое мышление Сам. работа 1 9 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 6. Методы географии.
6.1. Роль методологии в теоретизации географии. Современная методологическая система физической географии. Группировка методов. Общегеографические методы и физико-географические. Лекции 1 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
6.2. Методы физической географии. Практические 1 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
6.3. Методы физической географии Сам. работа 1 9 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Академия, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барышникова О.Н. Теория и методология географической науки: Методические указания Изд-во АлтГУ, 2010
Л2.2 Жекулин В.С. Введение в географию: ЛГУ, 1989
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Поросенков Ю.В., Поросенкова Н.И. История и методология географии: ВГУ, 1991
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Географические Интернет-ресурсы; Web – атлас «Россия как система» http://www.sci.aha.ru/RUS/waa__.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Введение в физическую географию»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Введение в физическую географию» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Введение в физическую географию» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Введение в физическую географию» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Введение в физическую географию» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Введение в физическую географию»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.